Будем откровенны друг с другом, мало кто может признаться в том, что «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» – тот фильм, который они ждали больше всего этой весной. Времени с выхода предыдущей серии прошло много, звезда Джонни Деппа стремительно укатывается за горизонт, да и Disney нашел себе новые игрушки – «Мстителей» и «Звездные войны». Казалось бы, кому нужно возвращение капитана Джека Воробья, да еще и в компании с новыми молодыми актерами взамен любимых Орландо Блума и Киры Найтли? А вот поди ж ты – в российском прокате «Пираты 5» устанавливают новый рекорд, в Америке выступают немногим хуже предыдущих лент франшизы, при этом получая тучи критических стрел в свой адрес. Да, «Мертвецы» имеют множественные проблемы, фильм обоснованно разбирают по косточкам и препарируют так, что живого места не остается, но вы вспомните, с чего Джек Воробей начинался… Проект, выросший из игрового аттракциона, фильм, первого режиссера которого студия едва не выгнала с волчьим билетом после просмотра первых снятых сцен, лента, в которую сложно было поверить после того, как пиратские картины пошли на дно в 1990-х. Сегодня «Пираты» вернулись и идут крепкой поступью, а потому, вместо того чтобы ругать, сочинять вопросы к авторам или упражняться в юморе, я намерен отметить то хорошее, что получили зрители от встречи с «живыми» и «мертвыми».
5. «Мертвецы» заметно лучше предыдущих двух фильмов.
Выход в прокат «Проклятия “Черной жемчужины”» был грандиозным событием – на экраны вылилось столь залихватское морское приключение, что этим потоком были сметены любые недовольства сюжетом, диалогами или актерскими работами. Последовавшее через три года продолжение «Сундук мертвеца» впечатлило не меньше – к полюбившимся персонажам добавились любопытные герои, а масштаб сражений вырос до эпических размахов, но вот дальше у франшизы начались проблемы. «На краю земли» растерял почти все очарование первого фильма, актеры заметно устали, а авторам хотелось только одного – закончить плавание и сойти на берег. Еще хуже дела обстояли с «перезагрузкой», «Пираты Карибского моря: На странных берегах», хоть и собрали миллиард долларов в мировом прокате, высоким качеством похвастать не могли – невнятная история была столь скверно разыграна, что про франшизу пришлось позабыть на долгие шесть лет. С чем вернулся Джек Воробей? А вернулся он с лучшей историей с 2006 года – в кои-то веки «Пираты Карибского моря» получили не только набор экшен-сцен, но и вполне добротный, пусть местами и несколько наивный сценарий. Поблагодарить за это стоит Джеффа Натансона, написавшего скрипты, например, к спилберговским «Терминалу» и «Поймай меня, если сможешь». Уверен, вы не сможете без подсказки вспомнить сюжеты двух предыдущих фильмов франшизы – да, в одном была Пенелопа Круз и в обоих Кит Ричардс, но это не то, – зато у пятого фильма все предельно понятно и объяснимо в рамках Вселенной ПКМ. Есть пират, есть борец с ним. Один другого обманул, обманутый требует сатисфакции. Да, попутно всплывают некоторые спорные вещи, трезубцы и треугольники какие-то, но на восприятие они влияют не слишком сильно – мы получили классическую приключенческую историю с обманом, местью, проклятием и многолетним противостоянием, логичную и даже в чем-то изящную. Только за это «Мертвецы» заслуживают похвалы. Предыдущим двум лентам было далеко до такого роскошества.
4. Экшен и масштаб картины вышли на запредельный уровень.
«Пираты Карибского моря» всегда были зрелищем с большой буквы «З». Что бы ни случилось, мы будем с удовольствием вспоминать свои первые впечатления от захватывающих дух пиратских схваток или дуэлей Джека со своими противниками прямо на корабельных мачтах. А каких леденящих кровь монстров подарила нам франшиза! Закачаешься! Можно ли чем-то удивить поклонников первых четырех фильмов в пятой ленте? Оказывается, можно – достаточно подойти к постановке со свежей головой и оригинальными идеями. Признаюсь, я не был слишком впечатлен открывающей сценой свидания Генри с отцом и залихватской погоней армии за ускакавшим вдаль банковским сейфом (вместе со зданием банка), но спишу это на стартовое волнение режиссеров Хоакима Роннинга и Эспена Сандберга, – затем все стало просто отлично! Эпизоды, в которых рассказывается о прошлом капитана Салазара, прекрасны, призраки, утонувшие и сгоревшие в Дьявольском треугольнике, восхитительны, сгнившие зомби-акулы пугающи, а финальная битва, хоть она и чуть затянута, и слегка запутана, зрелищна и масштабна. Если вы скучали по грандиозному зрелищу, по-настоящему окунуться в которое можно только на громадном кинотеатральном экране, то это оно – «Пираты 5» вдавливают зрителя в кресло и несут по волнам круче любых американских горок и прочих аттракционов, не уступая «Форсажам», «Стражам» и прочим блокбастерам, на которые в этом году принято ориентироваться. При этом стоит отметить то, что, в отличие от своих предшественников, «Мертвецы» не размазываются бесконечно («На краю земли» шел 2 часа 48 минут), а укладываются в «щадящие» два часа, за вычетом финальных титров и сцены после них. Потому и нет здесь больших провалов в динамике, и на лирику времени нет – только то, что нужно зрителю: юмор, экшен, скромная романтика, любимые герои и много спецэффектов. «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» выполнены столь филигранно, что их вполне можно назвать лучшей серией франшизы по соотношению экранного времени и произведенных в кадре действий.
3. Джонни Депп вернулся и не облажался.
Странно об этом говорить, но накануне выхода «Мертвецов» в прокат самым слабым звеном фильма выглядели не юные актеры-дебютанты, не тандем норвежских режиссеров и даже не то, что сценарием занимался человек, однажды «замаранный» текстом к «Индиане Джонсу и Королевству хрустального черепа», а Джонни Депп, главная «пиратская» звезда современности. Все дело в том, что актер в последние годы умудрился растерять все накопленные висты, утратить доверие зрителей и студий, лишиться поддержки даже самых преданных фанатов. Конечно, не все так фатально, но «Одинокий рейнджер», «Алиса в Зазеркалье», «Превосходство» и прочие не слишком удачные работы Деппа на пользу его восприятию в проектах не пошли – теперь даже скромное камео Джонни в «Фантастических тварях» зритель ожидает с опаской, как бы тот снова не испортил кино своим присутствием. В «Пиратах 5» Депп не делает ничего сверхъестественного, скорее наоборот, актер словно несколько сдерживается, и фильму это идет на пользу. Да, Джек по-прежнему отчаянно кривляется и лихо валет дурака, но на этот раз его присутствие в кадре здорово ограничено, во-первых, а во-вторых, сюжет не слишком располагает к шуткам, прибауткам и пьяному шатанию, ведь по пятам за Воробьем идет сама Смерть. Разумеется, Депп остается одним из самых популярных и востребованных актеров современности, а кассовые результаты «Мертвецов» убедительно доказывают, что на «Пиратов» продолжают ходить, отмахиваясь от неудач звезды, но и работу Джонни над собой сложно переоценить, актер явно сделал над собой усилие и держался в кадре оговоренных рамок. Примечательна на этом фоне экранная «встреча» двух Джеков, молодого и зрелого, – возможно, именно это «отрезвило» Деппа, годы-то идут, тратить их на глупости жалко. Пока это только единичное проявление благоразумия со стороны популярного артиста, надеюсь, он будет держаться в рамках приличия и далее.
2. Молодежь не ударила в грязь лицом.
Возможно, большая часть зрителей шла в кинотеатры на новый фильм с мыслями об одном-единственном Джонни Деппе, но лично мне было любопытно посмотреть на то, что собой представляет новое поколение «пиратов», ведь ведущие партии предстояло играть не потрепанным ветеранам, а Брентону Туэйтсу и Кае Скоделарио. Оба вызывали понятный скепсис (Туэйтс один свой шанс в «Богах Египта» уже не использовал, а Скоделарио выглядит так, словно ее вместе с Дейзи Ридли вывели на какой-то секретной диснеевской плантации клонов), и оба оказались хороши. Больше того, не постесняюсь сказать, что Карина «украла» фильм не только у своего сверстника, но и у куда более старших по возрасту и запасу регалий партнеров в кадре. Легкости в ней даже больше, чем в Элизабет Суонн 14 лет назад, да и внутренней энергетикой Скоделарио уделывает Киру Найтли. Тем забавнее выглядит финал пятого фильма – в кадре встречаются два поколения героев, и становится очевидным то, что время Уилла и Элизабет безнадежно ушло. Здесь Disney идет давно проторенной дорожкой – у студии молодеют супергерои, «звездные воины» и остальные герои, так почему бы и «Пиратов» не напоить свежей кровью? Пока говорить о продолжении рано, но я ничуть не удивлюсь, если в шестом фильме роль Джека Воробья будет сведена к минимуму, заслуженным мэтрам останутся только крохотные камео вроде того, что досталось в «Мертвецах» Полу Маккартни, выпалившему за минуту своего экранного времени на пустом месте пару шуток, а все остальное к рукам приберут подростки и юношество. В конце концов основная аудитория «Пиратов» – это зрители в возрастной категории 12-25 лет, значит, и переключение на более юных актеров во вред франшизе не будет. Учитывая падение зрительского интереса к молодежной постапокалиптике, пиратская тема для Скоделарио и Туэйтса может стать спасательным плотом, который удержит молодых актеров на волне популярности, пока их ровесники тонут за бортом крупных франшиз. В любом случае посмотреть на то, как дальше пойдут дела этой пары, будет весьма увлекательно.
1. Наконец-то в «Пиратах» появился достойный злодей!
А напоследок о самом ярком впечатлении о «Мертвецах», которые «не рассказывают сказки»: фильм не стоил бы и половины сказанных о нем теплых слов, не порадуй зрителя своим участием в нем Хавьер Бардем. И дело даже не в актере, хотя уровень Бардема давно знаком поклонникам кино, а злодеи в его исполнении всегда имеют особенную магическую притягательность, – вы только посмотрите, во франшизе в кои-то веки появился такой антагонист, перед которым хочется снять треуголку! Капитан Салазар – не просто жестокий и умный противник, он движим понятными мотивами и не является банальным «злодеем без причины», у этого героя есть стержень, который не позволяет просто уступить Джеку Воробью, тем более что изначально «карателем» двигали вполне благородные мотивы: очистить океаны от бандитской скверны. Проклятый Джеком Салазар каждым своим появлением на экране заставляет сердце биться в ускоренном ритме, его развевающиеся словно под водой волосы – фантастическое по своей силе решение, простая деталь делает персонаж настолько зловещим, что по телу бегут мурашки. Наконец, он жесток и прямолинеен настолько, что каждая произнесенная Салазаром фраза звучит как приговор, не подлежащий обжалованию. Есть чего испугаться, такого противника в серии фильмов о Джеке Воробье еще не было, какими бы тварями и уродцами зрителя ни пугали, именно сейчас зрители вместе с героями фильма заглянули в темноту бездны, а бездна взглянула в ответ. Если что-то и способно вытащить «Пиратов Карибского моря» с того дна, на которое франшиза погрузилась после неудач предыдущих фильмов, то это только такие актерские работы, какую проделал Бардем, – его герой неоднозначен, красочен, жесток, он запоминается лучше любых шуток и погонь, его скрипучий голос будет преследовать зрителей после титров еще долго. Как тут не вспомнить, что именно Бардем в свое время стал одним из архитекторов спасения Джеймса Бонда, сыграв одного из лучших противников Агента 007. Теперь вот благодаря ему «Пиратов 5» хочется пересмотреть еще раз, и обязательно в 3D, чтобы образ утопленника-мстителя запечатлелся в памяти еще сильнее. Такие образы нужно беречь, кино подобным балует нечасто.
Будет ли у «Пиратов» продолжение? Смешной вопрос. Конечно! Бюджет в 230 миллионов отбить для Джека Воробья не составит никакого труда даже с учетом «пиратской доли» кинотеатрам и рекламщикам. Но вот получится ли удержать и развить то лучшее, что нашлось для «Мертвецы не рассказывают сказки», – большой вопрос. Кое-что из мной перечисленного работает только один раз, кое-что повторить будет сложно, но пятый фильм франшизы убедил меня в том, что его авторы не стали полагаться на инерцию первых картин, а решили взять штурвал в собственные руки. Таким людям всегда хочется пожелать попутного ветра в паруса и семь футов под килем. Йо-хо-хо!