Чикаго этой весной превратился в поле боя. Не успели местные жители отойти от войны Брюса Уиллиса с гангстерами в «Жажде смерти», как их постигла куда более страшная напасть. В новом фантастическом блокбастере Брэда Пэйтона Чикаго атакуют гигантские животные, которые сносят все на своем пути. Лента с участием Дуэйна Джонсона получила название «Рэмпейдж».
Мы не можем до выхода фильма в России раскрыть все его тайны, но мы многое можем рассказать о картине, в которой приматологу приходится исправлять чудовищный промах генетиков и сражаться с плодами опасных экспериментов. Наука еще никогда не была такой мускулистой!
Предыстория фильма
Почему российские прокатчики транслитерировали американское название Rampage, а не перевели на русский язык слово со значением «буйство»? Ответ тот же, что в случае с недавней картиной «Tomb Raider: Лара Крофт». Rampage – это не только слово, но и название видеоигры, вдохновившей размашистый блокбастер. Так что, по-хорошему, его не стоило даже транслитерировать.
Правда, у нас Rampage далеко не так известна, как Tomb Raider. Пик ее популярности пришелся на середину 1980-х, когда у нас играть в видеоигры могли лишь избранные, а порт Rampage на платформу IBM PC/DOS не был такой широко распространенной в СССР игрой, как, скажем, Digger.
Rampage была выпущена в 1986 году корпорацией Bally Midway, которая в то время была крупнейшим производителем аркадных игровых автоматов в США. Именно эта компания в 1980 году лицензировала и выпустила в США японский хит Pac-Man – самую известную видеоигру той эпохи. В наше время Midway более всего известна как создатель цикла Mortal Kombat, но это было уже в 1990-х, после отказа от бренда Bally в названии компании.
Rampage разработали два дизайнера – художник Брайан Колин и программист Джефф Науман. Соавторы решили перевернуть с ног на голову традиционную идею фильмов, комиксов, книг и видеоигр – маленький герой сражается с огромными монстрами. В Rampage персонажами были гигантские чудовища – бывшие люди, превращенные в монстров в результате научных опытов. Игрок мог выбрать гориллу Джорджа, ящерицу-динозавра Лиззи и волка-оборотня Ральфа. Кстати сказать, главный герой диснеевского мультфильма «Ральф» был назван в честь этого персонажа.
Чем занимались герои игры? Отнюдь не спасением мира. Наоборот, они должны были разрушать небоскребы, отбиваться от военных и пожирать их. Обычных горожан, правда, можно было спасать, вытаскивая их из полуразрушенных домов. Но в основном Rampage была игрой о разрушении, а не о спасении. В нее можно было играть как одному, так и вдвоем или втроем, что для того времени было необычно. По крайней мере среди игр, где требовалось играть вместе друг с другом, а не против друг друга. Rampage был вдохновлен фильмами о Кинг-Конге и Годзилле, и это было вполне очевидно по дизайну игры и основных персонажей.
Когда мы играем в игры, мы любим воображать себя спасителями человечества. Но разрушение почти столь же притягательно, и Rampage стала хитом. Целые армии подростков часами просиживали в аркадных залах, пытаясь с минимумом трат преодолеть 128 уровней игры, разрушить как можно больше зданий и сбить как можно больше армейских вертолетов. По его заверениям, среди этих ребят был Дуэйн Джонсон, будущий герой экранизации Rampage. Хотя Дуэйн всегда был спортсменом, а не «ботаником», он влюбился в видеоигры, еще когда был маленьким, и он много времени играл дома на игровых приставках и «зависал» в аркадных залах, когда прогуливал школу (это случалось чаще, чем хотелось его родителям). Rampage была перенесена на все игровые приставки и распространенные персональные компьютеры, но, как обычно в то время, аркадная версия была лучшей и самой притягательной для геймеров.
Десятилетие спустя, в 1997 году, Rampage возродили в виде игры Rampage World Tour для аркад, PlayStation, Saturn, Nintendo 64 и других платформ, но это уже не был такой хит, как первая игра цикла. Не составили конкуренции топовым играм и последующие релизы Rampage 2: Universal Tour, Rampage Through Time и Rampage Puzzle Attack. Последней игрой цикла стала выпущенная в 2006 году Rampage: Total Destruction, предназначавшаяся для приставок GameCube, PlayStation 2 и Wii. Хотя все эти игры достаточно хорошо продавались, чтобы окупить расходы на свое производство, это не были обсуждаемые и «модные» релизы, и они практически не развивали простую изначальную концепцию: «Бей и круши!» Поэтому критики встречали игры цикла не с энтузиазмом, а с зевками.