Технологии взаимодействия экрана и зрителя совершенствуются и видоизменяются с самого зарождения кинематографа, развлечения обретают новые формы, контакт с публикой становится все более тесным, реалистичность картинки превосходит любые самые смелые ожидания. Кино обогащалось звуком и цветом, меняло экранные размеры и соотношения сторон кадра, добавляло фильму объема и интерактивности – все для того, чтобы на два часа зритель оказался выдернут из привычной зоны комфорта и окунулся в удивительный мир иллюзий. Далеко не все новшества безболезненно приживались, что-то осталось всего лишь коротким веянием моды, а что-то оказалось поглощено новыми разработками – вот и 3D-формат переживает сегодня не лучшие времена. Аналитики отмечают, что зрительский интерес к просмотру картин в очках падает почти повсеместно, а режиссеры все чаще отказываются от дополнительных усилий, чтобы задействовать специальные камеры или тратиться на конвертацию. В то же время Джеймс Кэмерон, режиссер с непререкаемым авторитетом, выпускает в прокат переведенным в объемный формат один из главных своих кинохитов – боевик «Терминатор 2: Судный день». Значит, не ушла еще окончательно эпоха очков? Самое время вспомнить те фильмы, которые сегодня немыслимы без третьего измерения, и понаблюдать, сможет ли эта технология остаться востребованной в ближайшие годы.
Дом восковых фигур (1953) / House of Wax
Режиссер: Андре Де Тот
В ролях: Винсент Прайс, Фрэнк Лавджой, Филлис Кирк, Кэролин Джоунс, Пол Пичерни
Первые эксперименты с объемным изображением в кино датируются еще началом прошлого века, но до широкого зрителя отдельные пробы практически не доходили, чтобы 3D увидела массовая публика, нужно было заинтересовать эффектом крупную студию. Для Warner Bros. первым «объемным» фильмом стал хоррор «Дом восковых фигур», несколько водевильная, искрящая кислотными цветами история безумного кукольника. Особой интриги ленте добавлял тот факт, что режиссер Андре де Тот не мог видеть, получается ли у него тот самый эффект «третьего измерения», ради которого затевалась картина, – у постановщика попросту не было одного глаза. Тем не менее для своего времени ужастик получился впечатляющим, а в 2014 году «Дом восковых фигур» по праву вошел в Национальный реестр фильмов США как имеющий историческое, культурное и эстетическое значение.
Режиссер: Джулиан Роффман
В ролях: Пол Стивенс, Клодетт Невинс, Билл Уокер, Энн Коллингс, Мартин Лэват
На протяжении многих лет технология съемок в 3D была весьма трудоемкой, но что еще более удручало – использование «объемного видения» не требовалось на протяжении всего фильма. Но как совместить два формата? Авторы канадского хоррора «Маска» использовали любопытный прием: перед началом трех сцен, снятых в 3D (общий их хронометраж укладывался в 15 минут), голос за кадром предупреждал зрителя и просил надеть специальную маску, а фактически стилизованные анаглифные очки, выдаваемые на входе в кинозал. Через глазницы маски зрители видели совсем иное кино – в основном выполненный в черно-белой гамме, фильм в 3D-эпизодах обретал цвет, дополнительно усиленный психоделической музыкой. Сценарий ленты неоригинален, но шокирующий эффект просмотра не оставлял зрителей равнодушными.