Компания Hasbro всегда имела на нужных местах компетентных сотрудников, которые знали, как зарабатывать деньги. Линейка игрушек My Little Pony существует уже 35 лет и до сих пор приносит своим создателям прибыль, но все это пустяки. В 2010-м появилось четвертое поколение My Little Pony, ознаменованное мультипликационным сериалом «Дружба – это чудо», и пони оказались повсюду. Масштабы пони-бума можно оценить лишь сейчас, когда взрывная волна хайпа немного улеглась и этот феномен стал частью повседневной жизни. Укутавшись в клубы сигаретного дыма и положив рядом с клавиатурой плюшевую Флаттершай, я попробую восстановить ход событий, как от нишевой продукции пони стали культурным явлением. Не во имя Луны – во имя Эквестрии!
Давным-давно в далекой-далекой галактике…
В бесконечно далеком от нас 1981 году компания Hasbro разработала My Pretty Pony, пластиковую игрушку для девочек, изображавшую, как нетрудно догадаться, пони высотой в 25 сантиметров. Пластиковая лошадка умела шевелить ушками, размахивать хвостом и даже подмигивать одним глазом. Продажи показали актуальность тематики, ну а как иначе: все девочки любят маленьких лошадей. И тогда Hasbro запустила полноценную линейку My Little Pony, а для улучшения продаж в 1984-м было принято решение помимо рекламы также вбросить на телевидение мультипликационный сериал. Собственными ТВ-вселенными обзавелись Трансформеры, солдатики G.I. Joe и, разумеется, поняшки.
С 1984-го серия My Little Pony сменила три поколения (плюс так называемое «поколение 3.5»), несколько анимационных сериалов, самые разные наборы коллекционных изданий; появились настольные и видеоигры. Сами пони также не стояли на месте: маленькие непарнокопытные с отметками на крупе прошли путь от реалистично нарисованных животных до мифических пегасов и единорогов, от пластика перешли к плюшу и обратно. Мир, в котором они жили, также постепенно разрастался: появились Сады Дружбы, Понивилль и, наконец, Эквестрия. Не менялась лишь схема: сначала – игрушки, потом – телевизионная продукция. Так было до тех пор, пока к проекту не подключилась Лорен Фауст, художница, сценаристка, продюсер, супервайзер, жена, мать, убежденная феминистка и создательница Friendship Is Magic.
Чудо-женщина
Отношение современной фанбазы MLP к Лорен Фауст можно сравнить лишь с Бессмертным Богом-Императором Человечества из вселенной Warhammer 40 000. И на то действительно есть причины: пока Hasbro десятилетиями шло к побочному сеттингу, стимулирующему продажи, Фауст в один момент создала водородную бомбу.
Лорен – талантливая художница-аниматор, за годы работы успевшая приложить руку к самым разным проектам. Среди наиболее известных – «Суперкрошки» и «Фостер: дом друзей из мира фантазий». Зрители, которые помнят Powerpuff Girls, наверняка заметили сходство между суперкрошками и жителями Понивилля: та же условность в прорисовке конечностей и большие глаза.
Фауст пыталась продать какому-нибудь каналу собственные идеи анимационного сериала для девочек, но, несмотря на длинный послужной список, повсюду получала лишь отказ: контент-менеджеры полагали сериалы для девочек обреченными на провал. Тогда Лорен решила попытать счастья с Hasbro Studios. Идея сериала о Galaxy Girls не вызвала у представителя Hasbro Лоры Лихт энтузиазма, а вот сама Фауст и ее стиль пробудили живейший интерес. В тот момент компания как раз планировала запустить новое поколение игрушек MLP (и – как следствие – телесериала), и стиль аниматора вполне мог стать основой для новой инкарнации лошадок. Лорен, по собственному признанию, отнеслась к идее весьма скептически. В детстве, как и многие ее сверстницы, она просто тащилась от игрушек My Little Pony, но перспектива делать сериал на основе игрушечной продукции казалась художнице унылой. «Персонажи устраивали бесконечные чаепития, хихикали без причины и побеждали злодеев, либо делясь с ними чем-нибудь, либо ударяясь в слезы» – так Лорен вспоминает старые сериалы Hasbro. Однако эскизы она все же нарисовала и выложила на deviantART. Резидентам сайта наброски пришлись по вкусу, и когда Лихт отправилась по ссылке проверить работу, то обнаружила не только радующий глаз контент, но и увесистое количество восторженных комментариев. Нужный человек был найден!
Hasbro наняли Фауст сначала для создания библии проекта, а позже, увидев способности и самоотдачу Лорен, назначили ее шоураннером. Получив креативный контроль над проектом, Фауст создала полноценный мир пони, живой и функционирующий по своим законам, сделав целый прыжок вперед по сравнению с глубоко вторичным сеттингом предыдущих поколений сериалов. Каждая деталь получила свое объяснение, в том числе пресловутые отметки на крупе лошадок, названные cutie marks. Кроме того, Лорен наделила персонажей полным набором характерных особенностей, проблем и забот, а также углубила приключенческий характер сериала, вследствие чего Friendship Is Magic смотрится очень динамично (несмотря на обилие песен и диалогов).
Для Hasbro это был прецедент: раньше ТВ-сериал был вспомогательным элементом, теперь же он продвигался как самостоятельный продукт, уже на основе которого в продажу поступили игрушечные пони, ради которых все и затевалось.
All your base are belong to us!
Изначально Hasbro позиционировала My Little Pony как игрушки для девочек предподросткового возраста. Выход Friendship Is Magic позволил расширить целевую аудиторию до младшего подросткового возраста. Рекламная кампания била достаточно точно, с прицелом исключительно на таргет-группу, но потенциал сериала оказался шире. Гораздо шире: My Little Pony обрела поклонников там, где уж точно никто не думал искать.
А всему виной был, как водится, случай. После премьеры на канале Hub (ныне Discovery Family) на одном из ресурсов (cartoonbrew) появилась статья, яростно проклинающая Лорен Фауст и Роба Рензетти (аниматор и режиссер, известный по «Лаборатории Декстера», «Суперкрошкам» и «Самураю Джеку»; в качестве редактора он работал и над первыми сезонами Friendship Is Magic). Суть проклятий сводилась к тому, что раньше авторы самостоятельно создавали контент, а современные художники-аниматоры прогнулись под корпоративные линейки ради хрустящих банкнот. Тон повествования был взят такой, что у читающего не оставалось сомнений: анимация умерла, а дальнейшее существование бессмысленно. Причиной же для столь бурного излияния послужил премьерный показ My Little Pony: Friendsip is Magic.
Статья попала в сферу внимания посетителей имиджборды 4chan, где от души посмеялись над ее автором. Следом на все тот же Форчан стали попадать картинки с deviantART, где Фауст уже успела обзавестись внушительным числом поклонников. Коллеги с «девианта» в поддержку премьеры нарисовали множество артов, скетчей и стрипов, которые утекали с сайта дальше в Сеть и впоследствии попадали на имиджборды. На Форчане стали появляться пони-треды, разраставшиеся до предела за пару десятков минут. Большинству резидентов имиджборды было не по душе засилье пони-контента, и они всяческие пытались с этим бороться: увещевания анонимусов внушительной дозой обсценной лексики, NSFW-картинки, создание фейковых пони-тредов – все было без толку. Маленькие милые лошадки прочно въелись в Форчан, и такая же ситуация наблюдалась на других имиджбордах. Представьте себе: огромный сегмент Интернета, включающий в себя профессиональных троллей, одновременно приходил в ярость из-за одного-единственного ТВ-сериала Лорен Фауст.
Время шло, треды сменяли друг друга, у любителей пони (понифагов) появлялись свои разделы, где они постили уже не гифки и арты с «девианта», а собственные картинки, а также делились зарядами толерантности и дружбы и посылали друг другу виртуальные обнимашки. И это на имиджбордах-то! Борьба с пони как с культурным явлением была уже проиграна, но многие анонимусы все же пытались вернуть статус-кво, просматривая сериал ради информации для последующего троллинга… И после этого сами становились фанатами сериала! А потом на 4chan стала забегать лично Лорен Фауст, повергая пони-раздел имиджборды в неистовый восторг.
Заставить Интернет смириться было лишь первой победой Эквестрии. Дальше – больше: вокруг пони формировался величественных размеров фандом. У любителей лошадок появился свой эквивалент «анонимуса» – «брони» (смешение bro и pony), в духе толерантности расширенный затем еще и женским вариантом – «пегасестры» (pegasisters). Появилась Equestria Daily – самая большая площадка для всех брони. Помимо специального раздела на Форчане и других чанах у брони появилась собственная имиджборда – ponychan. Не говоря уже о десятках мемов, нескольких викиа-страницах, бесконтрольно размножающихся фанфиках, шипах, артах, гифках, статусбарах, видеозаписях, коубах, генераторах пони, ЖЖ-коммьюнити, саундтреке, видеоигре для смартфонов и планшетов, документальном фильме, спиноффах (Equestria Girls), пасхалках на Ютубе и мессенджерах… Записать себя в брони поспешили и медиаперсоны, например, Шон Эстин, Гейб Ньюэлл, Кристиан Нэйрн, Маркус Перссон, а по слухам – еще и Сет Грин и даже рестлер Джон Сина!
То есть получилось так, что основными потребителями контента My Little Pony: Friendship Is Magic оказались не девочки 7-14 лет (при всем уважении к юным пегасестрам), а бородатые мужики 20-35.
Природа зверя
Так в чем же кроется секрет успеха четвертого поколения My Little Pony? При желании можно было бы построить красивую историю о пяти элементах гармонии, но поскольку Понивилль – по ту сторону экрана, а по эту – уродливая и прихотливая реальность, ограничимся тремя.
Элемент первый: запоминающаяся прорисовка, сочетаемая с интересным и полностью функционирующим окружением. Выражение глаз и эмоции у поняш очень сильно напоминают анимешные, но это лишь одна из граней художественного стиля. Что до Эквестрии, то она отличается продуманной и богатой мифологией: смена дня и ночи, погода, распределение обязанностей, профессии, территория, социальное расслоение – все это присутствует. Стоит зрителю/читателю почувствовать, что внутри вымышленной вселенной все работает, как она тут же становится для него уютной, и туда хочется возвращаться снова и снова. Так было и с «Властелином Колец», и с «Гарри Поттером». «Мой маленький пони» – не исключение.
Элемент номер два: идеи Лорен Фауст оказались в нужное время в нужном месте. Десятые годы XXI века, помимо всего прочего, характеризует высокий спрос на кавай, и этот спрос исходит не столько от биседзе или готических лолит, а от взрослых (и зачастую брутальных) представителей мужского пола. Можно ворошить корни этого явления в проникновении моды на айдол-группы из Японии и Южной Кореи в Европу и США, но это на самом деле не столь важно. Факт остается фактом: кавай – в тренде, и My Little Pony – далеко не единственный контент, удовлетворяющий потребность современного человека в «няшности». В музыке похожий феномен произошел с Babymetal. Будучи побочным продуктом японской айдол-тусовки Sakura Gakuin, Babymetal всего за пару лет из локального явления превратились в одну из самых популярных метал-групп этой планеты: мировые туры, заполненные до отказа стадионы, совместные фотографии с заслуженными рок-звездами и появление на обложке Vogue (и все это – еще до выхода второго альбома). И если Friendship is Magic именно попал в струю, то иные пытаются подстроиться под уже сложившееся требование толпы, и порой это приобретает такие забавные формы, как, например, Deadlift Lolita – еще одно кавай-метал-формирование, состоящее из дуэта двух бодибилдеров и профессиональных рестлеров, обряженных в женские платьица и косички.
И, наконец, самый крупный элемент – это наполнение. При просмотре первого эпизода кажется, что «Дружба – это чудо» – не более чем очередной детский мультсериал. Просмотр следующих эпизодов рассеивает иллюзию, обнажая глубину сюжетной проработки. Главная прелесть проекта заключается в том, что он показывает классические и знакомые всем и каждому конфликты и сложные ситуации, возникающие между друзьями. Дружба – вообще штука серьезная и непростая, и My Little Pony раскрывает самые разнообразные дружеские проблемы и возможные пути их решения простым, наглядным и невероятно кавайным языком. А поскольку кроме лейтмотива дружбы в сериале есть много дополнительных деталей, то даже убежденный отаку, у которого отродясь не было друзей, может найти в нем что-то для себя.
Пони уже сделали Интернет и ТВ на 20 процентов кавайнее – что теперь? А теперь очередь за серебряными экранами, которые Рэрити, Пинки Пай, Флаттершай, Эпплджек, Рэйнбоу Дэш и Твайлайт Спаркл (в русскоязычном брони-коммьюнити использование локализованных имен считается ересью, поэтому здесь приведены оригинальные имена персонажей) вместе с целой кучей новых персонажей отправятся штурмовать уже в начале октября. И это далеко не предел. Ведь дружба – это чудо.