В то время как режиссеры отвечают за фильм в целом, операторы-постановщики отвечают за его главную часть – изображение. Их вклад в картину исключительно важен, но зрители редко обращают на него внимание и еще реже запоминают имена операторов. Чтобы воздать должное представителям этой профессии, мы составили хит-парад лучших современных российских операторов-постановщиков.
10. Шандор Беркеши
Россиянин венгерского происхождения, Шандор Беркеши в детстве увлекался фотографией, пока не понял, что движение ему снимать интереснее, чем статичные кадры. После школы он работал водителем и ассистентом оператора, затем, несколько лет спустя, окончил ВГИК. Сперва Беркеши снимал документальные и короткометражные ленты, затем перешел в игровое кино. Его дебютом в этом направлении искусства стала лента «Коктебель». Далее он снял «4», «Свободное плавание», «Отрыв», «Сумасшедшую помощь», «Исчезнувшую империю», «Короткое замыкание», «Небесных жен луговых мари», «Ангелов революции», «14+», «Дорогу на Берлин». «Небесные жены луговых мари» принесли ему операторский приз «Кинотавра».
9. Юрий Райский
Уроженец села Помары в Волжском районе Марийской АССР (ныне республика Марий Эл), Юрий Райский в 1980 году начал работать на студии «Мосфильм» в качестве оператора и к концу десятилетия дослужился до оператора-постановщика. Время тогда для нашего кино было трудное, но Райский был все время при деле. В частности, он снял фильмы Петра Тодоровского «Анкор, еще анкор!» и «Какая чудная игра». В XXI веке Райский работал над сериалом «Бригада» и фильмами «Игры мотыльков», «Бой с тенью», «1814», «Сибирь. Монамур», «Орда», «Переводчик», «Орлеан». «Орда» принесла ему операторские премии «Ника» и «Золотой орел».