Уже пять лет тихий строитель по имени Ноэл проводит декабрь на одной из нью-йоркских улиц. Ночью он продает рождественские ели, охраняет импровизированный елочный базар и мастерит рождественские украшения, а днем отсыпается в крохотном трейлере или бессмысленно слоняется по городу. Год на год не приходится, но в этот раз Ноэл подходит к Рождеству особенно опустошенным: он расстался с подругой, друзья нашли другие занятия, а бизнес идет ни шатко ни валко. Кажется, жизнь катится под откос, но однажды Ноэл находит на близлежащей бульварной лавочке бесчувственную девушку в одном ботинке и с запутавшейся в волосах жвачкой…
Рождество, опять (2014) / Christmas, Again
Режиссер: Чарльз Покель
В ролях: Кентакер Одли, Ханна Гросс, Крэйг Бутта, Мария Кантильо, Хезер Кортни
Мы привыкли к тому, что ожидание Нового года (или более привычного западному обществу Рождества) само по себе превращается в праздник. Покупка подарков родным и близким, выбор украшений для дома, планирование грандиозного обеда из десятка блюд – как тут не заряжаться позитивом, бродя по лавкам, магазинам и рынкам, растрачивая накопленные к празднику деньжата. Эти предновогодние и предрождественские волнения и поддерживают тот самый Дух, которым дорожат жители земли уже много столетий, но часто ли мы задумываемся о тех невидимых «помощниках Санты», которые творят «волшебство» за прилавками магазинов, на рынках и в сфере услуг?
Главный герой инди-драмы «Рождество, опять» Ноэл – именно такой невидимый обычному глазу «волшебник». Для обывателя он всего лишь парень, который берет с вас деньги за ель, ничем не примечательный, даже не наряженный в костюм Санты или Эльфа. На деле же он именно тот самый помощник Деда Мороза (или, как предпочитает считать сам Ноэл, его «коллега»), который несет добро не одну ночь в году, а весь декабрь. Правда, это вовсе не означает, что весь декабрь счастлив сам Ноэл, но когда вообще в этом мире сапожники были в сапогах?
Картина дебютанта Чарльза Покела сперва может показаться какой-то несуразной, дурно придуманной и небрежно снятой – камера болтается из стороны в сторону, фокусируется не там и «обрезает» героям то головы, то руки, режиссерский акцент постоянно уходит в сторону, упор то и дело делается на случайных персонажах, не несущих никакого серьезного смысла. Но, как и положено хорошему кино, «Рождество» к середине повествования обретает форму, и все увиденное уже не кажется случайным и бессмысленным. Просто мы наблюдаем за миром глазами Ноэла, утратившего к происходящему интерес, уставшего от рутины, потерявшего жизненные ориентиры. Безымянная девушка с улицы, которую парень спасает от неприятностей, спрятав в своем трейлере, не особенно выбивается из того уклада, к которому Ноэл привык, если бы не одно «но»… Девушка возвращается.
Это удивительно, но продавец елок никогда не видит своих покупателей второй раз, они не приходят и не делятся радостью, не рассказывают, как провели Рождество, не благодарят за выбор праздничного дерева. А Лидия вернулась, чтобы поблагодарить за теплоту и сострадание, за прием и выстриженную из волос жвачку. Вот оно – настоящее рождественское чудо, эмоции, проявленные в ответ на теплые чувства. Мир вокруг Ноэла меняется вместе с появлением Лидии на пороге в обнимку с благодарственным тыквенным пирогом – «все стало вокруг голубым и зеленым»…
Впрочем, как и у любого чуда, у Рождества есть свой «срок годности». Ноэл и Лидия, конечно, не Принц и Золушка, но и их двенадцать ударов часов разлучают. Впрочем, грустить здесь не о чем, только в сказке герои живут долго и счастливо и умирают в один день, а в жизни подобное не встречается. Вот и история двух заплутавших в большом городе накануне Рождества одиночеств иначе закончиться не может – рождественская ночь в году одна, так откуда же взяться счастью на остальные 364 дня?
В очень большой степени теплые чувства от «Рождества» вызваны ненавязчивой и очень аккуратной игрой актера Кентакера Одли, который редко дает выход эмоциям на экране, но в его сдержанности и деланном равнодушии больше правды, чем в иных театральных лицедеях. Миловидная Ханна Гросс лишь подчеркивает контрастом угловатость и неустроенность Ноэла, его скромность и незаметность. Пара актеров оказалась действительно впечатляющей, что особенно важно для скромной картины.
«Рождество, опять» – это не то кино, которое хочется видеть на экранах каждое 25 или 31 декабря, все-таки для праздника оно слишком печальное, но и мы не всегда подходим к Рождеству и Новому году в прекрасном расположении духа, с отменным здоровьем и успехами в бизнесе. Вот тогда-то и пригодится фильм Покела. Фильм, дающий надежду на то, что и для вас кто-то обязательно зажжет елочную гирлянду.
Оценка 7/10.