Недалекое будущее. В результате экологических катастроф, неконтролируемого увеличения населения и генетических экспериментов планету охватил жесточайший кризис. Чтобы хоть как-то сохранить природный баланс, в Европе принято решение ограничивать рождение младенцев правилом «Одна семья – один ребенок», а остальных новорожденных и найденных «лишних» детей правительство отправляет в криосон до «лучших времен». Терренс Сеттман в свое время не решился выбрать единственную из семи родившихся у его супруги девочек-близнецов и много лет тайком растил дочерей, названных в честь дней недели. К своему тридцатилетию семь сестер Сеттман научились ловко обманывать систему, выходя по очереди в «большой мир» из своего укрепленного бункера, но размеренная жизнь женщин внезапно заканчивается, когда Понедельник не возвращается домой. Остальным сестрам приходится раскрыть миру факт своего существования, чтобы разобраться в том, что случилось с Понедельник.
Тайна 7 сестер (2017) / Seven Sisters
Режиссер: Томми Виркола
В ролях: Нуми Рапас, Уиллем Дефо, Роберт Вагнер, Гленн Клоуз, Марван Кензари
Один из российских политологов на ехидный вопрос журналиста о том, почему его экономические социальные и политические прогнозы никогда не сбываются, оправдывался тем, что он, мол, специально в своей аналитике формулирует наиболее негативные, катастрофические и ужасающие перспективы, чтобы предупредить мир о надвигающихся кризисах, а человечество, в свою очередь, зная о таких предсказаниях, старательно избегает худшего развития событий. В подобном ключе можно формулировать и смысл научной фантастики – наиболее прозорливые авторы заглядывают в будущее, описывают ужасы утопических обществ, лишь номинально прикрывающихся заботой о людях, и формируют в обществе стойкое неприятие утопического счастья для всех.
Триллер «Тайна семи сестер», выпущенный сервисом Netflix, – это, конечно, не Айзек Азимов, не Филипп Дик, не Роберт Шекли и далеко не Стругацкие, но проблемы, которые непременно встанут перед будущими поколениями, фильм поднимает вполне успешно. Перенаселенность и миграция, голод и генетически модифицированные продукты, контроль рождаемости и социальная ответственность государства перед своими гражданами – это уже далеко не только темы футуристических романов, но и новостные заголовки реальных СМИ. И как положено настоящей, умной фантастике, «Семь сестер» не дают на вопросы однозначных ответов «чтобы все были счастливы, нужно убить всех несчастных», наоборот, в финале приходится сомневаться даже в, казалось бы, очевидных моральных выборах. Слеза младенца, один за всех, умри ты сегодня, а я завтра – вот это все.
Но оставим пока философию, все-таки картина позиционируется как боевик и триллер. С этой точки зрения стоит сразу предупредить зрителей, что режиссер Томми Виркола не получил особо крупного бюджета, а потому спилберговского «Особого мнения» или нолановского «Начала» у него не получилось – картинка не та, она ближе к бюджетной фантастике, а иногда даже смущает откровенной «телевизионностью», но в целом атмосфера невеселого будущего соблюдена. Лента не лишена сюжетных и стилистических огрехов, само существование секрета сестер на протяжении 30 лет выглядит большой натяжкой, но кто без греха, пусть застрелит нас из фазера.
Интересно в фильме другое – вместо хихиканья над громоздкими идентификационными браслетами, отсутствием у полиции дронов и роботов и дешевыми планшетами с наклейками на экране в «Тайне» стоит полюбоваться на работу Нуми Рапас. Шведская Лисбет Саландер, женщина какой-то неземной красоты, играет в фильм сразу семь ролей, но умудряется делать это изящно и правдоподобно. Некоторые из зрителей, возможно, уже «испорчены» сериалом «Темное дитя», где актриса Татьяна Маслани сыграла добрые два десятка клонированных девушек, но в большом кино подобное встречается нечасто. И дело даже не в сложности комбинированных съемок, разнообразии грима и костюмов – Рапас показывает разные склады характера, различный темперамент и физическую форму. Сделано это великолепно и не дает заскучать ни на минуту весьма продолжительного хронометража.
Однако сумма даже самых примечательных слагаемых высокого результата фильму не приносит – финал ленты откровенно провален, Уиллема Дефо в картине преступно мало, а Гленн Клоуз как-то излишне прямолинейна. Любопытные идеи и выдающаяся работа одной из актрис запомнятся, но больше от «Тайны семи сестер» ничего не останется уже через пару часов после просмотра. Впрочем, поаплодировать Netflix стоит уже за это – хорошей фантастики сейчас в кино так мало, что любую попытку выйти за пределы зомби-апокалипсисов и паранормальных явлений нужно приветствовать.
Оценка 7/10.