Сценарист – одна из самых неблагодарных профессий в Голливуде. Труд сценаристов многократно переделывается, передается из рук в руки, кладется на полку или даже крадется завистливыми конкурентами. Больше того, попадание в титры готовой картины порой становится для сценаристов настоящей головной болью, ведь при совместной работе десятка человек не найдешь главного и лучшего. Подобные вопросы и проблемы призвана разрешать американская Гильдия сценаристов, но нередко она сама становится источником проблем, а то и причиной настоящих баталий и длительных судебных тяжб. Мы вспомнили десяток картин, сценарий которых не только рождался в муках, но и имел проблемы на этапе выбора имени для указания в титрах.
Мост через реку Квай (1957) / The Bridge on the River Kwai
война / драма / приключения
Режиссер: Дэвид Лин
В ролях: Уильям Холден, Алек Гиннесс, Джек Хоукинс, Сессю Хаякава, Джеймс Доналд
Первоначально титры знаменитой военной драмы «Мост через реку Квай» гласили, что сценаристом картины является Пьер Буль, французский писатель, написавший одноименный исторический роман, а затем трансформировавший его в скрипт. Фильм стал хитом, Буль был номинирован, а вскоре и выиграл «Оскар» в категории «лучший адаптированный сценарий», но тут обнаружилась одна проблема: француз не говорил, а тем более не писал на английском, он просто не знал языка. Конфуз объяснялся легко, настоящими сценаристами «Моста» были Карл Форман и Майкл Уилсон, но к моменту выхода ленты на экраны эти два автора оказались в «черном списке» Голливуда из-за своей принадлежности к Коммунистической партии, на которую в то время была открыта настоящая охота. Форман и Уилсон писали из Европы, где скрывались от преследований, творили под псевдонимами, но на «Оскар» при жизни так никогда и не были выдвинуты.
Полицейский из Беверли-Хиллз 2 (1987) / Beverly Hills Cop II
Режиссер: Тони Скотт
В ролях: Эдди Мерфи, Джадж Рейнхолд, Юрген Прохнов, Ронни Кокс, Джон Эштон
После феноменального успеха первой картины о «Полицейском из Беверли-Хиллс» сценаристу «Горца» Ларри Фергюсону поступило предложение написать сценарий продолжения, он набросал предварительные идеи, их одобрил Эдди Мерфи, и Фергюсон уселся за пишущую машинку. Все шло отлично, но перед самым выходом ленты на экраны сценарист вдруг обнаружил, что числится лишь соавтором, при том что авторами идеи в титрах указаны собственно Эдди Мерфи и какой-то Роберт Уочс. Кто это вообще?! Оказалось, Мерфи, воспользовавшись своим влиянием, продавил в Гильдии сценаристов требование указать авторами идеи себя и своего агента. Ларри Фергюсон подал на гильдию в суд, требуя предъявления хоть каких-то доказательств того, что Мерфи и Уочс написали хоть строчку, но иск не был принят по причине того, что по уставу, как член гильдии, Фергюсон должен принимать подобные решения руководства без всяких условий.