Романтические комедии – предсказуемое развлечение в репертуаре отечественных кинотеатров в канун Международного женского дня. Обычно они не отличаются изяществом и не претендуют на глубокий смысл, а потому выветриваются из головы еще до того, как закончатся финальные титры. В этом году все будет иначе – в прокат выходит картина Дмитрия Тюрина «Любовь с ограничениями», лента, претендующая не только на то, чтобы насмешить зрителей или заставить поверить в чувства ее персонажей, но и берущая на себя определенные социальные обязательства, ведь ее герои – люди с ограниченными возможностями. Накануне премьеры мы встретились с постановщиком картины, а также с исполнителями главных ролей Анной Старшенбаум и Павлом Прилучным, чтобы выяснить, можно ли шутить на столь щепетильную тему, пусть даже во главе угла стоит Любовь.
– Прежде всего, хотелось бы понять, откуда появилась такая смелая идея – эксперимент на весьма зыбком поле?
Тюрин: Идея фильма появилась у нашего сценариста Дениса Каймакова, основой для нее стал реальный факт – указ президента о том, что всем крупным госкорпорациям рекомендуется брать в штат не менее двух процентов людей с ограниченными возможностями. Такой вот толчок извне к тому, чтобы придумать историю.
– Для актеров это ведь тоже не самая простая работа…
Прилучный: Да, но меня, например, привлекла острота истории. Я, когда в первый раз прочитал сценарий, не мог не спросить: «Вы что, серьезно? Вы собираетесь про это снимать? Зачем? Почему? Это может многих обидеть. Вы не боитесь быть закиданными камнями?» Но продюсер Тимур Вайнштейн подкупил меня великолепным кастом, который был собран для будущего фильма. Илья Глинников, Анна Старшенбаум, Алексей Чадов – как я мог отказаться от такой компании?
– Сразу ли картина сложилась в комедийном ключе или вы как-то экспериментировали с жанрами?
Тюрин: Мы с самого начала задумывали фильм как комедию, но совершенно очевидно было, что одним только юмором здесь не отделаешься, да нам и не хотелось делать кино ради одного только смеха. Так и получилось – фильм имеет гораздо больше смыслов, которые будут понятны и обычным людям, и тем, кто как-то физически ограничен.
Старшенбаум: Я думаю, мы играли в романтической лирической комедии, мне это было очевидно с самого начала. Паша Прилучный – это просто молодой Челентано, таким смешным вы его еще не видели.
Прилучный: Все верно, это лирическая комедия, но понял я это только после того, как съемки закончились. Мы провели премьеру в одном из реабилитационных центров, я тогда впервые увидел картину целиком и понял, что все получилось. Когда снимаешься, нет ощущения цельности, кажется, что все это не смешно, что где-то идет перебор, но готовый фильм оказался отличным, я получил огромное удовольствие, его посмотрев, и могу сказать, что мне не стыдно, что мы сделали новый шаг в российской комедии. Мы в фильме поднимаем острые темы, кое-где перешагиваем грань дозволенного, но избегаем в юморе пошлости. От последнего многие наши фильмы страдают, но за «Любовь с ограничениями» зрители могут быть спокойны, морщиться им не придется. Мы, если хотите, выбрали своим ориентиром фильмы Гайдая – и стремились этим идеалам соответствовать.