В 90-е Кевин Смит снял своих дебютных «Клерков» на черно-белую пленку, потому что на цветную у него просто не было денег. В новом веке, когда кино снимается преимущественно на цифру, подобная проблема перед режиссерами уже не стоит. Что же сегодня заставляет отдельных смельчаков делать фильмы в ч/б, рискуя вызвать раздражение зрителей и прослыть несовременными? Мы собрали доводы десяти современных режиссеров в защиту монохромной картинки.
Франкенвини (2012) / Frankenweenie
анимация / комедия / семейный / ужасы / фантастика
Режиссер: Тим Бёртон
В ролях: Кэтрин О'Хара, Мартин Шорт, Мартин Ландау, Чарли Тэхэн, Аттикус Шаффер
Конечно, режиссер мог бы ничего не объяснять, поскольку, во-первых, «Франкенвини» – это ремейк черно-белого игрового фильма, который Бертон снял в 80-е, во-вторых, исходный фильм намеренно копировал эстетику старых голливудских хорроров, а в-третьих, Бертон просто очень любит использовать сочетание черного и белого в «исторических» постановках («Эд Вуд» у него монохромен, а «Сонная лощина» и «Суини Тодд» всячески стремятся к монохромности). Но он все же посчитал нужным объяснить всем и каждому, зачем связался с ч/б на этот раз:
«Я просто считаю, что черно-белая гамма – это очень красиво, и был очень рад, что студия на это согласилась, ведь я сказал им, что ни в каком другом виде эту ленту себе не представляю. В цвете я бы просто не взялся работать, потому что такой подбор цвета отвечает за часть эмоциональной нагрузки. Это не просто художественное решение – в ч/б эмоции работают сильнее. А еще меня будоражила идея совместить ч/б и 3D, чтобы на выходе получилась очень ясная, глубокая картинка. К тому же 3D, как я заметил, отлично сочетается с кукольной анимацией. Когда персонажи выходят из настоящей тени, это так красиво и выглядит так реалистично. Черно-белая гамма и стереоизображение помогли мне усилить впечатление от всей той работы, которую люди вложили в фильм».
Режиссер: Мишель Хазанавичус
В ролях: Жан Дюжарден, Беренис Бежо, Джон Гудман, Джеймс Кромуэлл, Пенелопа Энн Миллер
«Я уважаю формат [черно-белого немного кино], – комментирует режиссер. – И я не думаю, что снял “подделку” под старые фильмы. Для многих людей сегодня это новый формат. Зрители были уверены, что уже никто не снимет сегодня немое кино, так что “Артист” для них стал своего рода открытием. Просто есть такая точка зрения, что черно-белые фильмы морально устарели. Это сбивает публику с толку. Все ведь знают, что такие фильмы делали в 20-е годы, – то есть люди думают, что им будет скучно на таком кино. Но это же просто формат! А истории могут быть какими угодно. Теперь люди удивляются, что этот формат можно использовать и он все еще может быть эффективен сегодня. А я не удивляюсь, я всегда в это верил».