Он снимал фильмы о современной Британии. Он создал блокбастеры о викторианской эпохе. Теперь в прицеле камеры Гая Ричи – средневековая Англия, время рыцарей и чародеев. Его новая масштабная лента названа в честь ее легендарного главного героя. Она именуется «Меч короля Артура».
Мы не можем до выхода фильма в России раскрыть все его тайны, но мы многое можем рассказать о приключенческой картине, где благородный бандит из трущоб узнает, что ему суждено стать королем – или погибнуть в войне с узурпатором, который лишил Артура семьи и престола. Это работа для парня с большим мечом!
Предыстория фильма
Кто такой король Артур? Если верить древнейшим британским хроникам, это правитель или военачальник римского происхождения, который в середине I тысячелетия нашей эры сражался с англосаксами – германскими племенами, вторгшимися на Британские острова. Многие ученые, однако, не доверяют этим хроникам и полагают, что Артур – вымышленная, фольклорная фигура. Может быть, это забытое кельтское божество, переосмысленное как историческая личность.
Как бы то ни было, ранние повествования об Артуре, у которых могла быть реальная подоплека, еще в Средневековье сменились явно вымышленными рыцарскими романами, в которых Артур и его вассалы предстали идеальными героями – доблестными воинами и пылкими влюбленными.
Высшим достижением «артурианского» цикла считается изданный в 1485 году увесистый том сэра Томаса Мэлори «Смерть Артура». В основном он состоял из переводов на английский язык старофранцузских романов об Артуре. Книга Мэлори проследила жизнь Артура от рождения в семье короля Утера до гибели в сражении с его незаконнорожденным сыном Мордредом.
Когда британское Средневековье завершилось, интерес к Артуру угас. В XIX веке, однако, он возродился. Рыцарские приключения и подвиги пришлись ко двору европейским романтикам. Благодаря им Артур стал постоянным персонажем как серьезных повествований о Средневековье, так и пародий вроде знаменитой сатиры Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Это, кстати сказать, была одна из первых книг о путешествии во времени.
Двойная традиция воспевать Артура и издеваться над ним продолжилась в кино. Достаточно вспомнить такие диаметрально противоположные по духу и стилю ленты, как пародийная комедия 1975 года «Монти Пайтон и Священный Грааль» и пафосная фэнтези-картина 1981 года «Экскалибур», названная в честь магического королевского меча. В последнем фильме снимались такие будущие звезды, как Хелен Миррен, Патрик Стюарт и Лиам Нисон. Режиссер Джон Бурмен более десяти лет добивался возможности воплотить свое видение «Смерти Артура».
«Экскалибур» произвел столь сильное впечатление, что после него к «артуровскому» циклу долго не обращались. Лишь в 1995 году вышла романтическая драма Джерри Цукера «Первый рыцарь», которая, однако, не была столь же успешна, как предшествовавшее ей цукеровское «Привидение».
Следующий масштабный фильм об Артуре появился девять лет спустя. Это был снятый на волне успеха «Властелина Колец» и «Пиратов Карибского моря» средневековый боевик «Король Артур» Антуана Фукуа с участием Клайва Оуэна и Киры Найтли. Картина была плохо принята критикой и публикой, и она запомнилась лишь скандалом из-за того, что на американских постерах ленты грудь Киры Найтли была увеличена в сравнении с реальным кадром из фильма. Актриса тогда этим страшно возмутилась, и она еще долго жаловалась в интервью, что ее фотографии подправляют.
Несмотря на все свои пафосные претензии, «Король Артур» не смог сбросить «Экскалибур» с престола главного фильма об Артуре. Время шло, картина Бурмена устаревала, а ее преемник все никак не находился, и голливудские и британские кинематографисты чувствовали, что кто-то из них должен предложить новую блокбастерную версию классической саги. Но кто решится это сделать?
В конце 2000-х Артуром занялась студия Warner. «Поттериана» подходила к концу (тогда еще не было известно, что Роулинг начнет писать киносценарии для новых «поттеровских» лент), и студия подыскивала новый многолетний цикл с мечами и магией. «Артуриана» была удачным вариантом, поскольку не требовала покупки прав и переговоров с автором. Кстати сказать, сэр Томас был весьма занятным и колоритным типом, который не раз сидел в тюрьме за различные преступления, от грабежа до адюльтера. Будь он жив, Warner вряд ли бы захотела с ним сотрудничать. Скончавшийся же 500 лет назад автор был исключительно удобен для студии.
К началу 2010-х у Warner на руках было три конкурирующих «артурианских» замысла. Режиссер ранних «Людей Икс» Брайан Сингер как продюсер разрабатывал ремейк «Экскалибура» с современными спецэффектами. Сценарист и режиссер «Незваных гостей» Дэвид Добкин написал оригинальный приключенческий сценарий, далекий по тону от обычных для Добкина современных комедий. Наконец, британский режиссер Гай Ричи подумывал над экранизацией «Смерти Артура».
Почему постановщик знаменитых криминальных комедий «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш» увлекся фэнтези? Потому что Ричи никогда не считал себя «криминальным постановщиком». Его фильмы с самого начала были увлекательными эскапистскими историями, и их действие развивалось в современной Британии лишь потому, что такое кино было дешевле снимать. Когда же у Ричи появились голливудские связи, то он с подачи продюсера Warner Лайонела Уиграма (как и режиссер, Уиграм начинал в независимом британском кино) снял вышедший в 2009 году блокбастер «Шерлок Холмс» с Робертом Дауни-младшим и Джудом Лоу. Как настоящий англичанин, Ричи с детства любил книги о Холмсе, и он с удовольствием перенес на экран свое видение викторианской эпохи и знаменитого сыщика. Фильм об Артуре, тоже классическим британском персонаже, был логичным продолжением амбициозной карьеры.
В конце концов, после множества закулисных перипетий, Warner отказалась от идеи Сингера и объединила проекты Добкина и Ричи, поскольку это были параллельные замыслы на основе одного и того же материала. Добкин удостоился упоминания в титрах как автор идеи картины, но основными создателями сценария стали Ричи, Уиграм и их соотечественник-британец Джоби Харольд, сценарист и режиссер триллера 2007 года «Наркоз». Харольд также известен как продюсер фантастического триллера «Грань будущего».
Работа над фильмом
Главная проблема, которая волновала Ричи с момента начала работы над проектом, заключалась в том, как сделать Артура интересным и близким публике героем. В отличие от принцесс, у принцев в современном кино дурная репутация. Их считают скучными или капризными аристократами, далекими от народа. Недаром в диснеевском «Холодном сердце» принц оказывается злодеем, Рапунцель из одноименного мультфильма заводит роман не с принцем, а с благородным разбойником, а Тиана из «Принцессы и лягушки» перевоспитывает принца, прежде чем в него влюбиться.
Конечно, Артур в начале своей истории – не «настоящий принц» (хотя он рожден в королевской семье, он воспитывается в чужом рыцарском доме и лишь годы спустя возвращает себе престол), он все же аристократ. Не лучший персонаж для мирового блокбастера и точно не подходящий герой для фильма Гая Ричи. Ведь режиссер происходит из древнего рода, но не любит привлекать к этому внимание. Как персонажи Ричи куда интереснее люди из низов и из среднего класса.
В теории Ричи мог пойти по стопам «Игры престолов», которая сделала аристократов занятными, наполнив историю о них кровью, плотью, интригами и предательствами. Но на практике это было нереально. Во-первых, режиссеру заказали семейно-подростковый блокбастер, а не кино для взрослых. А во-вторых, история о короле Артуре требует пафоса и героизма, а не копошения пауков в банке.