– Тимур, прежде всего хотелось бы узнать, отслеживали ли вы реакцию зрителей на предыдущие фильмы вашей новогодней серии? Извлекли ли из этого какие-то полезные знания?
Бекмамбетов: Конечно! У нас есть большое исследование, в котором раскрываются все аспекты проката предыдущих «Елок», это большая аналитическая работа, которую мы всегда имеем в виду. Например, нам стало известно, что более половины жителей нашей страны смотрели хотя бы один из наших фильмов – разве это не стимул продолжать работу и дальше?
– Однако за шесть лет, прошедшие с появления в кинотеатрах первых «Елок», многое изменилось. Изменились ли ваши фильмы?
Бекмамбетов: Разумеется. Мы попробовали вернуться на сто лет в прошлое, у нас появился спин-офф о новогодних приключениях собак, постоянно расширяется состав героев наших новелл – «Елки» не стоят на месте. Вот и новый фильм во многом отличается от предыдущих: появилась новелла о космонавтах, вернулся неожиданный старый знакомый, задействованы несколько не принимавших ранее участие режиссеров и актеров. Все это делает пятый фильм особенным, но в то же время мы соблюдаем канон – это все те же «старые добрые “Елки”»!
– Что ж, самое время обратиться к новичку в вашей франшизе. Вадим, расскажите, каким образом вы попали в проект, как Тимуру удалось до вас достучаться?
Перельман: Никаких особенно длительных переговоров не было. Я был в Москве, Тимур – тоже, он позвонил мне и предложил встретиться, я согласился. Предложение принять участие в «Елках» для меня было интересным вызовом, тем более что раньше я ни одного фильма из этой серии не видел. Но я только что закончил съемки «Измен» и был готов поработать в России еще – тут наши пути с Тимуром сошлись.
– Не сложно было переключиться с полнометражного кино и телесериалов на короткий метр? Все-таки это несколько иная стихия…
Перельман: Ничуть. Я в свое время достаточно поработал в рекламе, поэтому компактные съемки, укладывающиеся в 5-8 смен, – привычная для меня стихия. Я воспринимал свою часть фильма как нечто среднее между рекламой и кино, от этого, возможно, у нас и получилось все весьма эмоционально.
– Как работали над сценарием? Приходилось ли что-то переделывать под себя, переписывать? И вообще, как вам работалось с персонажами, о которых уже было рассказано в одном из предыдущих фильмов?
Перельман: Когда я согласился выступить режиссером, сценарий был готов процентов на 95%, так что ничего сверхъестественного делать мне не пришлось. К своему стыду, пред началом работы я даже не знал, кто до меня снимал историю с Гошей Куценко и Машей Шукшиной, и отталкивался я только от собственных ощущений персонажей. Но, как зритель наверняка сможет заметить, сюжет моей новеллы в чем-то перекликается с «Изменами» – так что мне было достаточно легко и комфортно.
– Вам досталась весьма колоритная троица актеров, каждый из которых отдельная заметная звезда…
Перельман: Что вы, я получил огромное удовольствие от работы с Гошей Куценко, Марией Шукшиной и Александром Робаком – это профессионалы самой высшей степени. К тому же они обладают отличным чувством юмора, мы все оказались на одной волне и получили от работы огромное удовольствие. Я, по крайней мере, точно!
– Как выходили из положения с уличными съемками? Работать-то приходилось летом…
Перельман: Да, снимали мы в теплое время года, поэтому даже уличные цены снимались в павильоне. Но мы подошли к этому с особенным вниманием, надеюсь, новогоднее настроение новеллы скрасит возникшие шероховатости и искусственный снег. К счастью, у нас было не так много эпизодов на улице, действие нашей истории разворачивается дома у персонажей Куценко и Шукшиной.
– Тимур, а как вы выходили из непростого положения с полным отсутствием снега?
Бекмамбетов: Вы знаете, мы уже как-то привыкли, что съемки каждых новых «Елок» приходится вести летом, поэтому искусственный снег и спецэффекты для нас не новинка. Кроме того, действие некоторых из наших новелл разворачивается там, где снег вовсе не обязателен – например, на борту космической станции или на нефтяной платформе.
– Теперь «Елки» можно называть «космическими»?
Бекмамбетов: Совершенно верно! Впервые в истории кино съемки одной из частей полнометражного художественного фильма прошли на околоземной орбите, в интерьерах Международной космической станции. И в кадре у нас там самые настоящие российские космонавты – они тоже отмечают Новый год, и у них тоже случаются проблемы во время подготовки к празднику.
– А что скажете о своем сегменте? Как прошло возвращение к Боре и Жене?
Бекмамбетов: Для меня это было большое удовольствие – мы с Сергеем Светлаковым и Иваном Ургантом давние друзья, и каждый съемочный день, проведенный вместе, приносит только положительные эмоции. Своим героям мы, правда, попробовали несколько подпортить празднование – по сюжету у Бориса семейная жизнь складывается не очень хорошо, – но вы же знаете эту пару, они из всех передряг выходят победителями.
– В «Елках 1914» герои Светлакова и Урганта столкнулись с неведомой зверушкой люваком. В новом фильме опять не обошлось без живности. Но почему пингвин? И это в год Петуха!
Бекмамбетов: Да, действительно, по сюжету новеллы Боря крадет пингвина из зоопарка, но теряет по дороге домой. Почему пингвин? Во-первых, это «зимняя» птица, для которой новогодние морозы нипочем, во-вторых, пингвины очень милые и трогательные, а в-третьих, редкие птицы так заботятся о своем потомстве, как пингвины. Вот и наш пингвин Палыч должен вернуться обратно в зоопарк, чтобы спасти яйцо, – это очень даже в стилистике наших фильмов.
– Визитной карточкой «Елок» всегда становились песни, написанные специально для фильма или необычно переосмысленные. Чем-то удивите в этот раз?
Бекмамбетов: Да. Мы очень рады сообщить, что специально для «Елок 5» Илья Лагутенко и певица Елка записали композицию «С любимыми не расставайтесь», стихи к которой известны каждому россиянину по фильму «Ирония судьбы». Но это не единственный подарок – Илья записал сразу три песни, а еще одну добавил Сергей Шнуров, так что в «Елках 5» саундтрек у нас по-настоящему уникальный и праздничный. Как и подобает главному событию зимы!