В отделение питерского банка врывается тройка грабителей, лица которых скрыты масками мультяшных хоккеистов из фильма «Шайбу! Шайбу!», под прицелами злоумышленников оказываются не только работники отделения, но и немногочисленные посетители. Пока не сработала охранная сигнализация, бандиты планируют обчистить хранилище банка, но, на их беду, в этом же здании находится проводящий свой выходной день майор полиции Игорь Гром. Воспользовавшись нерасторопностью злодеев, Гром под видом управляющего выходит к грабителям и становится полным хозяином ситуации…
Режиссер: Владимир Беседин
В ролях: Александр Горбатов, Иван Фоминов, Антон Кузнецов, Данила Якушев
Сколько бы обыватели ни смеялись над тем, что «тупые американцы» учат язык, получают первый опыт противостояния Добра и Зла, даже о любви узнают из комиксов, стоит признать, что этот вид искусства имеет право на жизнь, а смысла незамысловатые рисованные книжки часто несут больше, чем то бульварное чтиво в мягкой обложке, что тоннами продается у нас в привокзальных киосках под видом литературы. За почти столетнюю историю комиксы научились быть не только развлечением, но и достаточно умным времяпрепровождением, позволяющим иначе смотреть на мир. И, разумеется, во многом именно комиксное мышление (в этом понятии нет ничего негативного) позволило Голливуду стать таким, каким мы его знаем сегодня, – ярким, впечатляющим, героическим.
С большим опозданием (рисованные истории из журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» не в счет), но и в России комиксы смогли отвоевать себе нишу, причем за последние несколько лет появилось сразу несколько авторов, работающих в самой разной манере, создающих особые, ни на что непохожие миры, порождающие новых героев. Лидером в этой отрасли для России стало издательство Bubble Comics, с 2011 года ведущее несколько весьма впечатляющих оригинальных линеек комикс-историй, способных соперничать на отечественном рынке с комиксами Marvel и DC. После пяти лет рисования ребята из Bubble замахнулись и на кино, правда, пока только на короткий метр, но и это неплохой повод обсудить будущее отечественного кинокомикса.
Увы, но первый блин, с которым к зрителю вышли «Защитники», оказался комом, и причин тому назвать можно множество, но и «Майор Гром», который еще только планирует стать большим фильмом, проблемами переполнен, несмотря на свой более чем скромный хронометраж. Да, снят короткий метр энергично, ярко, впечатляюще для весьма меланхоличного отечественного кинематографа, но впечатление картина оставляет примерно то же, что и новогодняя хлопушка – блестки осели, и оказалось, что это простая фольга, неровно нарезанная, мятая и рваная, а все волшебство заключается только в неожиданности хлопка.
Первое и главное, что бросается в глаза при попытке осмыслить «Грома» после просмотра, – это его совершенная, просто первозданная пустота, в фильме нет ничего, кроме «бей-беги». Разумеется, это не трехчасовой «Бэтмен против Супермена», чтобы вспомнить детство героев, имена матерей и любимых домашних животных, но и за беготней простого «дядьки с улицы», пусть и в симпатичной кепочке, смотреть не с руки. «Гром» пошел по тому пути, за который Голливуд принято нещадно ругать, – драки ради драк, погони ради погонь, насилие ради насилия. Прямолинейное Добро сражается со столь же откровенным Злом. Увы, но это продолжение болезни исходного рисованного комикса, в нем авторам Bubble тоже не всегда удается подключить хоть какую-то психологию и хотя бы минимальный драматизм, рисованный Игорь Гром столь же незамысловат, как и экранный.
Вторая серьезная претензия – это абсолютная вторичность едва не каждого эпизода в фильме. Авторы уже поспешили выступить с оправданиями и заявили, что их фильм не более чем комедия или даже пародия, но что остается делать, когда «уши» «Темного рыцаря», «Перевозчика» и прочего «Форсажа» торчат из каждого кадра? Причем, в отличие от Нолана или Бессона, авторы «Майора» так и не решили, какой уровень насилия для них приемлем – жертвы здесь только фантазийные, побои игрушечные, а увечья вымышленные. Коснувшись крови, режиссер испугался и поспешил отмотать историю назад. На обе ноги хромает и юмор, вовсе неуместный, но отчего-то нарочито угловатый и вставленный вопреки законам логики и жанра.
Третья же серьезная причина испытывать раздражение от просмотра «Майора Грома» – это удивительная для короткометражки затянутость ленты. Да, «Гром» мог бы быть вдвое короче и ничуть не утратить эффектности и эффективности. Фантазии Игоря о возможных последствиях его действий, танцы злодея с деньгами, перепалка в машине, погоня по стропилам – каждый эпизод исполнен с максимальной продолжительностью, вся радость от него улетучивается к середине сцены, а затем наступает мучительное ожидание конца. К счастью, энтузиасты быстро ощутили это на себе, и сегодня на просторах Интернета можно найти десятки перемонтированных версий, которые и короче, и удалее.
Готов ли Игорь Гром к большому экрану? Полагаем, пока нет. В отсутствие достойной психологической составляющей (а это, напомним, проблема рисованного оригинала) картина превратится в набор экшен-сцен, от которых удовольствие быстро выветривается. Авторам «Майора Грома» стоит серьезно поработать над тем, чтобы их герой стал интересен не только тем тысячам фанатов, пять лет собирающим все выпуски комикса, но и миллионам зрителей, пришедших в кинозал на крепкий триллер с неожиданными ходами и увлекательной историей. Пока этого нет и в помине. Есть визуальный образ, но нет ни эмоций, ни слов – такой комикс стоит недорого и быстро окажется в мусорной корзине.
Оценка 6/10.