На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Film.ru

102 подписчика

Рецензия на первый сезон сериала «Налет»

После страшного преступления у старшего следователя Рыжова сдают нервы, и он во время допроса наносит подозреваемому тяжелые увечья. Пока идет расследование этого факта, в СМИ всплывают порочащие следователя ложные обвинения, не сладивший с валом проблем Рыжов кончает жизнь самоубийством. Лучший друг и надежный подчиненный Рыжова следователь Олег Каплан вместе со своей командой берется продолжить расследование и разобраться, какие из подозрений в адрес коллеги обоснованы, а какие надуманы.

Противодействие со стороны начальства, проверяющих из отдела внутренних расследований и следственного комитета, а также возросшая активность преступников не позволяют Каплану и тройке его сотрудников действовать в рамках закона, но насилие не может породить ничего, кроме ответного насилия. Кровавое колесо набирает ход…

Налет (2017)

триллер

Режиссер: Карен Оганесян
В ролях: Владимир Машков, Денис Шведов, Александр Паль, Андрей Смоляков, Лукерья Ильяшенко

В еще советской комедии Михаила Казакова «Покровские ворота» одна из героинь, наблюдая за происходящим на крохотном экранчике ее телевизора, сокрушенно отмечала в адрес очередного фильма: «Наши играют французскую жизнь». В прошлом веке подобные «игры в заграницу» у нас действительно были широко распространены, причем зритель, чаще всего не выезжавший в своей жизни никуда дальше Ессентуков, охотно верил и в масленниковский Лондон, и в Тегеран Алова и Наумова, и в Америку, показанную Алоизом Бренчем в «Мираже». Сравнить-то не с чем. Сейчас времена другие – и в кино западном мы насмотрелись на «буржуазию», и лично на «загнивающий Запад» посмотреть многие успели съездить, – теперь нас на мякине не проведешь. Подделку видно невооруженным взглядом.

Остросюжетный психологический триллер «Налет» Карена Оганесяна – это подделка. Наши снова играют французскую жизнь, даже не пытаясь притворятся французами, а делая вид, что мы и есть Франция. Но смотрится это крайне нелепо, унизительно и даже оскорбительно – многосерийный фильм настолько же далек от калининградской реальности, насколько далеки от настоящих полетов в космос картины Жоржа Мельеса. А все дело в том, что «Налет» – не оригинальное произведение сценаристов Козина и Артемьева, а весьма небрежно снятая калька с одноименного французского телешоу 2009 года. Причем авторы об этом скромно умалчивают, отводя глаза, а ведь явная отсылка к оригиналу во многом спасла бы отношение зрителя к тому, что демонстрируется в кадре.

А в кадре сплошной «13-й район». По нескольким относительно недавним французским фильмам мы примерно представляем, насколько сложна криминогенная обстановка в пригородах Парижа, как сложно там порой работать следствию и на что временами приходится идти полиции. У нас тоже далеко не сахар – достаточно открыть новости и посмотреть, как часто органы власти превышают свои полномочия, как глубоко сращены следствие и криминал, какие суммы находят у «оборотней в погонах». Но, кроме этого сходства, есть у нас и существенные отличия – их Оганесян почему-то не заметил.

Но зритель-то видит и все понимает. Ну не живут у нас простые уличные «ищейки», пусть и с двадцатилетним стажем, в лофтах, пентхаусах и дизайнерских особняках. Не гоняют на сверхдорогих иномарках и мотоциклах, если только совсем плотно не сидят на привязи у бандитов. Не ходят «на дело» в «неприметных» косухах и с мешком автоматов за спиной. Это, конечно, выглядит брутально, в таком мачизме есть даже определенная красота, но от реальности «Налет» отделяет колоссальная пропасть. Да простят нас зрители, «Улицы разбитых фонарей» с вечно голодными следаками, гоняющими на убитых «копейках», скидывающимися на электрочайник и живущими в хрущевках, были ближе к народу. Да, сегодня время другое, но Каплан и его команда, пьющие виски в баре, – это не Дукалис и Волков с бутылкой водки, как ни крути.

Не справляются с «французским флером» и актеры. К Владимиру Машкову после «Родины» Лунгина вопросов нет – ему очевидно нравятся одежды с чужого плеча, в которых он выглядит подростком в костюме отца. Но зачем из Александра Паля и Дениса Шведова делать что-то «нерусское»? Шведов столько «ментов» сыграл, что наберется на небольшой полицейский участок, да и Паль уже примерял форму – но вместо того, чтобы сделать из них простых парней с Петровки или другого аналогичного адреса, Оганесян старательно рисует европейские лица с неуклюжими пороками: один игроман (наверное, в лото), второй сидит на наркотиках, которые он потешно измельчает рукояткой табельного пистолета. Клоунада какая-то!

А ведь у оригинального шоу была очень четкая, пусть и жесткая внутренняя струна – сериал рассказывал о том, как служба и перманентное противостояние Злу деформируют даже самого честного человека. Как исчезает грань между справедливостью и местью, как выгорает изнутри любой, кто попадает в эти жернова. Как наслаиваются друг на друга проблемы, стоит лишь однажды пойти на компромисс с совестью. В «Налете» Оганесяна все это тоже есть, но покрытое, простите за каламбур, налетом безответственного подражания и паясничания.

«Налет» мог бы стать нашей «Прослушкой» или «Убийством», но он не захотел быть самим собой, ему приятнее было казаться и прятаться за шаблонами, совершенно в России не работающими. Что же, это тоже показатель профессиональной деформации – заигравшись, авторы сериала не заметили, как потеряли связь с миром. А мир хмыкнул, отвернулся и переключил телевизор с «Первого» на ТНТ…

Оценка 6/10.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх