Маленький японский котенок Рудольф в поисках приключений выбегает из дома, случайно падает в кузов грузовика и доезжает до Токио, который в сотнях километров от его родного Гифу. Котенок не может вернуться назад, но, к счастью, малыш вскоре знакомится с огромным уличным котом, и тот показывает Рудольфу, как выжить в большом городе, когда нет хозяина. Прежде этого кота звали Тигр, но теперь каждый человек и домашний питомец называет его по-своему. Для Рудольфа он Ихмиллион, потому что малыш неправильно понял слова нового друга, когда тот объяснял, что у него очень много имен.
Жил-был Кот (2016) / Rudorufu to ippai attena
анимация / комедия / приключения
Режиссеры: Микинори Сакакибара, Кунихико Юяма
В ролях: Сандей Докумамуши, Арата Фурута, Мао Иноэ, Нана Мизуки, Рио Сасаки
В то время как весь мир перешел на компьютерную трехмерную анимацию, в Японии продолжают рисовать в традиционном «плоском» духе. Зачем отказываться от того, что не сломалось? А оно в самом деле не сломалось, если судить по прошлогодним сборам рисованной картины Макото Синкая «Твое имя», которая заработала 354 миллиона долларов и побила прежний национальный рекорд, принадлежавший тоже «традиционным» «Унесенным призраками» Хаяо Миядзаки.
Тем не менее японцы все же время от времени выпускают компьютерные мультфильмы, и «Жил-был кот» – как раз такая лента. В теории создание трехмерных лент наиболее осмысленно, когда студия хочет следовать международному тренду и покорить иностранные рынки. Но «Жил-был кот» – кино настолько национальное, что, скажем, в России мультфильм смотрится с легким недоумением, если вдумываешься в происходящее и не разбираешься в японской культуре.
Так, когда Ихмиллион начинает учить Рудольфа уму-разуму, он прежде всего настаивает, чтобы котенок освоил грамоту. Мол, если умеешь читать, то можешь узнать, когда лучше всего просить еду в школьной столовой. Или можешь определить, как с множеством пересадок добраться до родного города на грузовиках и автобусах. «Зачем так навязчиво рекламировать то, что мы, дети, легко осваиваем?» – спросит любой умный русский ребенок. Действительно, в России в этом необходимости нет. А вот в Японии есть, потому что у них две слоговые азбуки, тысячи иероглифов, латиница… Для изучения всего этого нужно как следует потрудиться в течение нескольких лет, и малышам нужна дополнительная, рисованная мотивация, чтобы пробиться через тернии своей письменности.
Странной по российским меркам оказывается и финальная мораль ленты, одновременно печальная и оптимистичная. Однако в ней можно разглядеть отголоски буддийского отношения к жизни. Оттуда же пришла и тема «множества имен», ни одно из которых не отражает и не исчерпывает сущности Ихмиллиона. Впрочем, «имена» – это также любимый конфуцианский термин…
Но довольно о философии. Что предлагает мультфильм тем, кто не отличает Будду от Конфуция? Немногое. «Жил-был кот» рекламируется как приключенческая лента, но приключений в ней почти нет. Кроме, собственно, того, что Рудольф оказывается в незнакомом мегаполисе. Выживание в компании с Ихмиллионом оказывается очень простым (в Японии много сердобольных людей, которые кормят бездомных котов), никакие банды конкурентов Рудольфа не донимают, и котенок проводит большую часть времени, изучая грамоту и планируя путь домой. Лишь ближе к концу персонажи попадают в серьезную передрягу, но проблема быстро решается и не требует от Рудольфа никаких героических усилий (он их все равно применяет, но в сценарии это слабо обосновано, и большой необходимости в этих сценах нет).
В итоге «Жил-был кот» оказывается не приключенческим, а нравоучительным мультфильмом для малышей, который доказывает важность грамотности и демонстрирует, как должны выглядеть преданная дружба и искренняя забота. Душевности и доброты в мультфильме хоть отбавляй, а очаровательной трогательности и того больше (кошки! пушистые!). Но в полуторачасовом мультфильме, который показывают в кино, а не в школе, должна быть еще и увлекательность. А с ней у «Жил-был кот» все довольно плохо. Слишком мало угроз, слишком мало проблем и явно недостаточно драматизма. При этом юмор в мультфильме простенький и едва смешной, а визуальные красоты исчерпываются каменными пейзажами токийского пригорода.
Оценка 6/10.