Мало кто из нас лично встречался с британскими шпионами, но благодаря кино мы отлично знаем, как они выглядят. Это офицеры и джентльмены, которые безупречно одеваются и излучают аристократизм. Даже если британский разведчик не воспитан с детства в этой традиции, он перенимает ее у старших товарищей, как это делает Эггси – главный герой шпионского боевика «Kingsman: Секретная служба» и его сиквела «Kingsman: Золотое кольцо», который на этой неделе выходит в российский прокат. Почему британские шпионы так изображаются? В этом стоит разобраться.
Начнем с одного из самых известных сотрудников британской разведки МИ-6 – легендарного Кима Филби, который пришел на секретную службу, уже будучи тайным советским агентом. Более двадцати лет Филби передавал в СССР конфиденциальные документы. В годы Второй мировой войны он чуть ли не каждый день выносил из офиса бумаги, чтобы ночью их скопировать.
Столь бурная активность не могла не привлечь внимание, и Филби был «на карандаше» у контрразведки МИ-5. Тем не менее его так и не поймали, и в 1963 году он спокойно сбежал в СССР. Это было катастрофическое фиаско британских спецслужб. Почему же Филби вовремя не уличили?
Обычно разведки не раскрывают своих секретов. Но дело Филби было столь громким, что его публично изучили вдоль и поперек, и мы точно знаем, что думали по поводу «везения» Филби сам шпион и его бывшие начальники. Все они называли одну и ту же причину: «Филби был “одним из нас” – выходцем из древнего рода и выпускником Кембриджа». Кстати, именно в Кембридже Филби стал членом социалистического общества и вступил на путь, который привел его в ОГПУ.
Да, фильмы о Джеймсе Бонде, цикл Kingsman и другие не врут. Британских разведчиков действительно преимущественно набирают из британской элиты – из числа аристократичных выпускников элитных колледжей и военных академий. В этом есть своя логика. Где еще искать британцев, которые с детства владеют языками, много путешествуют, часто общаются с людьми из других стран и обладают непоколебимой верой в себя? Приглашение в МИ-6 аристократов столь же разумно, как приглашение в МИ-5 талантливых полицейских, привычных к оперативной работе на родной земле. Однако эта система насаждает кастовость, а кастовые ценности и кастовые конфликты не всегда работают на благо страны.
Дело Филби наглядно показывает, в чем здесь подвох. Филби подозревали «плебеи» из МИ-5, и именно поэтому его покрывали друзья-аристократы из МИ-6. Кастовая круговая порука была для них важнее, чем безопасность Британии. Хотя к тому времени уже было известно, что СССР вербует агентов в британской элите, начальники Филби отказывались верить, что человек его происхождения и образования может быть предателем и работать на коммунистов.
Это, впрочем, были цветочки. Ягодки начались, когда предательство Филби стало очевидным. Вы думаете, что на него обозлились? Советские спецслужбы боялись, что Филби могут выкрасть или попросту пристрелить, и в Москве он жил в охраняемой конспиративной квартире. Коллеги Филби, однако, даже не пытались до него добраться и примерно наказать. Почему? Все по той же причине: «Он оставался “одним из нас”, мы не могли так поступить с человеком из нашего круга». В сущности, к предательству Филби относились не как к измене Родине, а как к феодальному переходу от одного сюзерена к другому. Чего еще ждать от людей, чьи предки перебегали от Йорков и Ланкастерам и обратно в эпоху Войны Алой и Белой розы…
Ким Филби был очень низкого мнения об интеллекте своих коллег, и, кажется, он зрил в корень. Разведчик должен быть параноидальным патриотом, а не расслабленным барином, который рассматривает спецслужбу как государственный клуб родственников и однокашников, вместе поддерживающих давно отжившие свое феодальные традиции. Да, британские разведчики хорошо одеваются и могут долго рассказывать об истории своих семей, но главные ли это достоинства для шпионов Ее Величества?
Кстати, а как британцы относятся к кастовости и аристократизму? Неоднозначно. С одной стороны, одетые с иголочки джентльмены – это символ Британии, и символ куда более лестный, чем русский мужик в ушанке и с бутылкой водки. С другой стороны, никому не нравится сознавать, что его карьера и карьера его детей может быть ограничена из-за того, что его предки не приплыли с Вильгельмом Завоевателем. Так что аристократизм в Британии экспортируют, но недолюбливают.
Вот почему первым исполнителем роли Джеймса Бонда был Шон Коннери – выходец из самых низов британского общества. Он играл аристократичного шпиона, но делал это так, что чувствовалось, что его Бонд научился джентльменству, а не впитал его с молоком матери. Это не было очевидно за границей, но в Британии это видели, и британцам такой Бонд импонировал.
По той же причине Эггси начинает свои похождения как гопник, а не как аристократ. Хотя мы знаем, что его отец служил в Kingsman и что именно поэтому парень получает шанс стать шпионом. В отличие от, например, агента Джея в голливудских «Людях в черном», который заслуживает свою работу безо всякой протекции. Как и британские шпионы, режиссер Kingsman Мэттью Вон происходит из аристократической семьи, и он знает толк в кастовой поруке.