На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Film.ru

102 подписчика

Рецензия на фильм «Легенда о Коловрате»

Десятник Евпатий Коловрат (Илья Малаков) служит в дружине рязанского князя Юрия и считается одним из лучших городских воинов. Когда к Рязани подходит несметная орда хана Батыя (Александр Цой), князь посылает на переговоры своего сына и отряжает в качестве телохранителей Коловрата и его людей. Рязанцы пытаются задобрить хана, но тот их обманывает и пытается убить.

Княжич погибает, а Коловрату и дружинникам чудом удается сбежать. Когда ратники окольными тропами возвращаются в Рязань, они обнаруживают, что монголы дотла сожгли город и перебили всех их близких. Собрав крошечный отряд из своих людей и чудом выживших дружинников, Евпатий посылает гонцов с мольбами о помощи к соседним князьям и нападает на монголов, чтобы задержать их до прибытия русских армий.

Легенда о Коловрате (2017)

боевик / фэнтези

Режиссеры: Джаник Файзиев, Иван Шурховецкий
В ролях: Илья Малаков, Александр Ильин мл., Юлия Хлынина, Алексей Серебряков, Тимофей Трибунцев

В истории Руси и России не счесть героических побед и трагических триумфов (то есть поражений, которые в итоге привели к победе). Их так много, что лишь некоторые из них упоминаются в школьных учебниках – не говоря уже о том, чтобы подробно освещаться в романах и фильмах. Снимать кино о наших славных достижениях можно еще лет сто – и потому удивительно, что государственные и частные средства были потрачены на эпическую картину о полном и безоговорочном поражении.

Да, легенда о Коловрате сравнительно известна. Да, в ней есть пафосный и героический «стержень». Но если вдуматься в ее суть, то это история о тотальном превосходстве монголов над русскими. Сверхчеловеческий героизм экранного Коловрата и его товарищей не прославляет русичей, а подчеркивает, что даже таких богатырей орда Батыя могла раздавить как клопов, едва заметив их существование. Причем если Коловрат из рязанского предания командовал солидным отрядом в 1700 воинов и он нанес значительный ущерб орде, пока не был убит, то у экранного Коловрата под началом лишь десяток бойцов, и они безнадежно и комично смотрятся на фоне гигантской монгольской армии (летописную орду создатели фильма не урезали). Сколько ордынцев рязанцы в итоге убивают? Несколько десятков? Не смешите вражьи тумены…

Напрашивающиеся параллели с «28 панфиловцами» и «300 спартанцами» здесь неуместны, хотя визуально и постановочно картина «300 спартанцам» многим обязана. Советские и спартанские воины погибли, чтобы обеспечить победу своим народам. Коловрат же лишь слегка отомстил за родню и соседей. Орду это не остановило и иго не предотвратило. Поэтому «Легенда» не вызывает патриотический подъем, а вгоняет в депрессию и наводит на печальные размышления о феодальной раздробленности. Это совсем не то, о чем хочется думать после двух часов исторического фэнтези. С таким кино трудно соревноваться с голливудским жанровым позитивом!

Почему мы назвали «Легенду» «историческим фэнтези»? Потому что и название фильма, и его пресс-материалы с порога дают понять, что лента не задумывалась как исторически точная реконструкция. Да и что тут реконструировать, если Евпатий – герой предания, а не летописи? Так что нет смысла критиковать картину за детали костюмов или особенности боевых тактик. Авторы «Легенды» дали волю фантазии, и смотрится их кино «богато» и впечатляюще, а порой и необычно.

Скажем, Батый и его придворные предстают в причудливых обликах, сочетающих китайские, монгольские и даже, кажется, японские мотивы. У экспертов-археологов от такого, наверно, случится сердечный приступ, но главное, что ордынцы «внушают» и ярко контрастируют с русичами, которые одеты более традиционно и которые смотрятся как люди на фоне иноземных демонов. А поскольку действие развивается снежной зимой (монголы в самом деле напали, когда можно было передвигаться по замерзшим рекам), то ордынцы и рязанцы нарядны и не заляпаны грязью, как в некоторых других недавних лентах про Средневековье.

К несчастью, визуальная красота картины и ее обилие спецэффектов сводятся на нет сценарием, который, кажется, был написан под изрядной дозой наркотиков. Кому, например, пришла в голову мысль сделать Коловрата страдающим от временной амнезии? В детстве герой получил сильный удар по голове, и с тех пор он всякий раз, когда просыпается, забывает обо всем, что случилось с того времени, и от душевного смятения буянит, пока его не приводят в чувство и не напоминают, кто он и что он. К сути фильма эти гротескные отсылки к «Помни…» и «50 первым поцелуям» не имеют никакого отношения. Они не очеловечивают идеализированного героя, а провоцируют яростный фейспалм всякий раз, когда сюжет останавливается, чтобы Коловрата в очередной раз связали, разбудили, усмирили и ввели в курс дела.

Прочие сюжетные «сбои» не столь нелепы, но фейспалм от них лишь немногим менее яростный. Как вам, скажем, момент, когда витязи перед кульминационным боем отпускают в лес гигантского ручного медведя сразу после того, как зверь им помог, в одиночку раскидав монгольский отряд? Коловрат надеется задержать монголов до подхода княжеских армий, и у него каждый боец на счету. Решается судьба Руси (по крайней мере, так кажется Евпатию), а десятник отказывается от косматого богатыря, который сильнее всей его «рати» и который отнюдь не возражает против участия в войне. Это не любовь к животным – это предательство родины! Или же запредельная глупость. Ясно, что медведь не участвует в продолжительном кульминационном бое, поскольку он полностью компьютерный и очень дорогой. Но сцена совместного боя русских воинов и медведя, при всей ее абсурдности, смотрелась бы столь круто, что искупила бы многие сценарные недостатки. Погибать, так с Мишей!

Впрочем, если бы у зверя была большая по времени роль, то он мог бы затмить Илью Малакова. В предании Евпатий описан как могучий богатырь навроде былинных героев, но авторы фильма показали Коловрата рядовым парнем без косой сажени в плечах и яркой харизмы. Мол, «если судьба прикажет, то героем может стать любой». Это очевидная параллель с кино о Великой Отечественной войне, и в ней есть художественный и моральный смысл. Но стоило ли делать главного героя фэнтези насколько «среднестатистическим»? Все-таки это другой жанр и другая война. Вся суть средневековой Руси в том, что простые люди выращивали хлеб, а профессиональным военными (тем более уважаемыми командирами) были люди отнюдь не простые. В отличие от Орды, где каждый мог быть отправлен в армию. Собственно, поэтому Орда и побеждала. Она научилась использовать количество, чтобы бить качество.

Но вернемся к сценарным ляпам и странностям. Их столько, что они для вдумчивого зрителя превращают картину из пафосной экшен-драмы в уморительную «комедию загибов». Плохо или хорошо? Трудно ответить однозначно, потому что комичность «Легенды» мешает фильму вгонять в депрессию. Но ясно, что авторы фильма не планировали, что публика будет смеяться над каждой второй сценой, а не только над редкими специально заготовленными шутками и гэгами.

А что же экшен? Его много, он компетентен и порой изобретателен, но нет ни одной по-настоящему ударной сцены. Кроме того, авторы фильма почему-то упустили возможность сделать кульминацией «Легенды» описанный в предании поединок Евпатия с монгольским богатуром из родни Батыя. Соответствующий злодей в картине есть, но его участие в войне примечательно лишь тем, как быстро оно закачивается. Сценарный сюрприз? Скорее недоработка.

Пожалуй, лучшая часть картины – это ее мощный и эклектичный саундтрек, сочетающий народные инструменты разных стран и электрогитары. Не обращайте внимания на слабую песню и клип A Fine Day to Die, которые армяно-американский композитор «Легенды» Серж Танкян, лидер группы System Of A Down, создал совместно с Катей IOWA. Музыка в фильме куда сильнее, чем эта запись.

В целом «Легенда», к сожалению, типична для нашего нынешнего кино и ТВ. Делать красивую картинку (пусть и не на высшем голливудском уровне) у нас научились, и с историко-сказочной атмосферой у фильма все очень даже неплохо. Но какой смысл в эффектной оболочке, если у нее внутри бредовый сценарий и если лента «победного» жанра рассказывает не о победе? Над этой составляющей картин нашим кинематографистам еще работать и работать.

Оценка 6/10.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх