В этом году мексиканский режиссер Гильермо дель Торо получил два «Оскара», продюсерский и режиссерский, за свою прошлогоднюю картину «Форма воды». Фильм удостоился многочисленных похвал, но даже самые ярые поклонники «Формы» не решились назвать ее лучшей работой дель Торо. Все отмечали, что это «лишь» лучший фильм режиссера за последние 12 лет, со времени выхода в 2006 году испаноязычного шедевра дель Торо «Лабиринт фавна».
Соединение мрачной сказки и военной драмы, «Лабиринт фавна» был шестым полнометражным фильмом мексиканца после «Хроноса», «Мутантов», «Хребта дьявола», «Хеллбоя: Герой из пекла» и «Блейда 2». Однако замысел «Лабиринта» начал формироваться задолго до того, как дель Торо впервые сел в режиссерское кресло. Корни этой картины уходят в раннее детство режиссера.
Когда Гильермо был маленьким, он видел волшебного фавна, античного монстра с человеческом телом и козлиными ногами. Это случилось не раз и не два – видение посещало мальчика регулярно. Всякий раз, когда Гильермо ночевал в доме бабушки в Гвадалахаре, он ровно в полночь видел, как из гардероба выбирается фавн. Мальчик точно знал, когда это происходит, потому что монстр появлялся с боем колоколов расположенного неподалеку собора. Даже когда это зрелище стало привычным, оно продолжало до смерти пугать впечатлительного ребенка.
Что это было? Сейчас дель Торо считает, что фавн является ему в так называемых «осознанных сновидениях» – то есть в переходной фазе между сном и бодрствованием. Но тогда, в 1970-х, Гильермо был уверен, что монстры живут по соседству. Тем более что фавн был не единственным, кто «посещал» будущего режиссера. Бурное воображение помогало мальчику видеть чудовищ повсюду. И постепенно дель Торо с ними сроднился. Особенно когда осознал, что не вписывается в обычную жизнь и что ему что-то светит лишь в мире причудливого искусства. Будущий режиссер понял, что его жизнь будет связана с гротескными историями о монстрах.
В 8 лет мальчик впервые взял в руки отцовскую камеру формата Super 8, и это определило всю его дальнейшую жизнь. Он снимал любительские короткометражки, изучал искусство создания спецэффектов, создал собственную спецэффектную компанию, основал Международный кинофестиваль в Гвадалахаре… И, наконец, в 1993 году дебютировал как режиссер полнометражного кино с мексиканской хоррор-драмой «Хронос», которая была выдвинута на «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке». Затем был переезд в США, сложные отношения с Голливудом, съемки в Испании исторического испаноязычного хоррора «Хребет дьявола», триумфальное возвращение в Штаты с блокбастерами «Хеллбой» и «Блейд 2»… И все эти годы «Лабиринт фавна» вызревал в голове дель Торо и в записных книжках режиссера, куда постановщик скрупулезно заносит свои идеи, графические концепты, сюжетные ходы.
Дель Торо – человек начитанный и о многом задумывающийся, так что его творения часто рождаются на перекрестке самых разных идей и влияний, от мировой политики до архаичной мифологии. Также огромную роль в формировании лент режиссера играют его любимые художественные произведения. В случае «Лабиринта фавна» это прежде всего «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла, «Вымыслы» Хорхе Луиса Борхеса, «Великий бог Пан» Артура Мэкена, «Благословение Пана» Лорда Дансени и «Сад Пана» Алджернона Блэквуда. То есть классика западной мистической и фэнтези-словесности.
С самого начала работы над «Лабиринтом» дель Торо видел фильм как мрачную сказку о пугающем и драматичном моральном выборе. Этот выбор должен был сделать обычный персонаж, вплотную столкнувшийся с волшебным миром. Сказочная реальность предлагала испытание, которое нужно было пройти и переродиться в процессе, переосмыслить себя и свое место в мире. Фавну предстояло сыграть в этом испытании ключевую роль, поскольку это двойственный мифологический персонаж, которого можно рассматривать и как бога, и как монстра. Так что, когда он предлагает «игру», трудно сказать, хочет ли он помочь герою или его уничтожить. В свою очередь, лабиринт – это древнейший символ испытания. Еще первобытные люди посылали мальчиков в пещерные лабиринты, чтобы ребята проходили инициации и возвращались мужчинами.
Какое-то время дель Торо сочинял «Лабиринт фавна» как мелодраматичную историю о беременной замужней женщине, которая заводит роман с фавном и делает выбор: последовать за волшебным любовником в его мир или сохранить ребенка – фавн требует кровь младенца в оплату за путешествие между реальностями. Однако постепенно режиссер осознал, что сказочное испытание больше подходит для ребенка. Так героиня «Лабиринта» превратилась в маленькую девочку. Тем не менее беременность, младенец и «кровавая плата» в сюжете остались, чтобы подчеркнуть женственность картины. Любовь же женщины и монстра перешла в сценарий «Формы воды».
Ключевой вехой в работе над «Лабиринтом фавна» стала вышедшая в 2001 года картина «Хребет дьявола», соединившая мистический хоррор с историческим кино о Гражданской войне в Испании. Для дель Торо Гражданская война – тема не совсем родная, но и не чужая. Ведь Мексика долгое время была испанской колонией. Кроме того, в Мексике идет криминальная война между правительством и картелями, так что раздробленность нации для дель Торо – повседневная реальность. Также отметим, что изначально режиссер хотел рассказать о Мексиканской революции 1910-1917 годов, но обнаружил, что деньги на историческое кино проще найти в Испании, чем в Мексике. Понятно, с условием, что фильм будет на испанскую тему.