Мы не можем до выхода фильма в России раскрыть все его тайны, но мы многое можем рассказать о ленте, в которой репликанты нового поколения охотятся на своих беглых предшественников, в то время как Америка умирает от экологической катастрофы. Будущее планеты давно не было таким гнетущим и завораживающим!
Предыстория фильма
В конце 1950-х американский писатель-фантаст Филип К. Дик работал над романом «Человек в высоком замке». Это была книга об альтернативной истории мира, в которой Германия и Япония выиграли Вторую мировую войну и разделили между собой США и СССР. Чтобы сделать роман достовернее, Дик штудировал нацистские дневники и воспоминания. Там было много жуткого, но одна фраза поразила его до глубины души. Эсэсовец, служивший в лагере смерти, жаловался, что крики детей не дают ему спать по ночам. Нацист писал о страданиях малышей с таким негодованием, будто речь шла о хулиганах, которые ночью включают громкую музыку.
Дик был ошеломлен тем, что человек может быть настолько лишен сочувствия, и это навело его на мысль сочинить футуристический роман, посвященный бесчувствию по отношению к андроидам – почти неотличимым от людей искусственным существам, которых в будущем используют как рабов на грязных и опасных работах. Когда андроиды сбегают, их истребляют специально подготовленные охотники, умеющие выявлять и уничтожать искусственных существ. Легко заметить, что изданная в 1968 году книга Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» была вдохновлена не только германским нацизмом, но и американским рабовладением. Писатель предупреждал, что давно отжившие порядки могут возродиться на новом витке технологической эволюции.
Помимо социальных проблем роман поднимал экзистенциальные вопросы. Дик показал, что технологический прогресс может размыть такие понятия, как «разумное существо», «искусственное создание», «искреннее переживание», «фантазия» и «реальность». При этом повествование было напряженным и изобретательным. Оно захватывало и заставляло задуматься.
Несмотря на все достоинства этой и других книг Филипа К. Дика, они не пользовались коммерческим успехом. Фантаст всю жизнь нуждался в деньгах, хотя его неоднократно выдвигали на престижные жанровые премии и удостаивали призов. В частности, роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» был номинирован на премию «Небьюла», которую ежегодно присуждает Американская ассоциация писателей-фантастов. К счастью, поклонниками Дика были не только коллеги-сочинители, но и голливудцы, которые могли рекламировать его творчество своими экранизациями.
В конце 1960-х Голливуд живо интересовался фантастикой. Вспомним хотя бы такие классические блокбастеры, как «2001 год: Космическая одиссея» и «Планета обезьян», вышедшие в один год с «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Разговоры об экранизации «Мечтают…» пошли почти сразу после ее публикации, но тогда они так и остались разговорами, хотя о создании картины по мотивам романа подумывали такие постановщики, как Мартин Скорсезе.
Новый виток интереса к «Мечтают…» начался десять лет спустя, после выхода в 1977 году «Звездных войн». Проект экранизации запустил бывший телевизионный актер Брайан Келли, который на съемках попал в аварию, был частично парализован и переквалифицировался в продюсера, вложив в свой бизнес деньги, отсуженные у студии за пренебрежение нормами безопасности. Большой поклонник романа, Келли привлек к своей затее начинающего сценариста Хэмптона Фанчера и работающего в Америке британского продюсера Майкла Дили.
Фанчер не сразу оценил всю глубину и сложность романа, и его первые попытки сочинить сценарий были довольно плоскими. Однако затем он осознал истинную сложность задачи и провел много месяцев, экспериментируя с разными подходами к тексту, пока наконец не сочинил редакцию, которой остался доволен.
Тем временем Дили «окучивал» своего земляка Ридли Скотта – британского постановщика рекламных роликов, который после перехода в большое кино прославился благодаря блистательному фантастическому хоррору «Чужой». Скотт после «Чужого» хотел экранизировать эпический фантастический роман Фрэнка Герберта «Дюна», в сравнении с которым «Мечтают…» казался мелкотравчатым. Но когда от рака умер его старший брат Фрэнк, потрясенный до глубины души режиссер вынужден был выйти из этого проекта. В конечном итоге «Дюну» в 1984 году выпустил Дэвид Линч.