Бывший талантливый врач Григорий Штучный сегодня работает в охране поликлиники, сторонится людей и много пьет. Злоупотреблять алкоголем ему позволяет хитрое изобретение – коктейль лекарств, который быстро ставит на ноги даже после недели беспробудного пьянства. Знакомство с энергичным промоутером Ильей выводит «кулибина» на новый уровень, Штучный становится завсегдатаем пьяных вечеринок «сильных мира сего». Однако заработанные деньги бывший врач не тратит бездумно, у Григория есть тайный объект адресной помощи, с которым его связывает давняя печальная история…
Режиссер: Григорий Константинопольский
В ролях: Михаил Ефремов, Елизавета Боярская, Иван Макаревич, Анна Михалкова, Марат Башаров
Пристрастие к алкоголю российского человека – это не миф, как пытается представить сторонним читателям нынешний министр культуры в своих ненаучных и не слишком популярных книжках, а объективная реальность, с которой даже самый здоровый человек сталкивается повседневно. И трагедия вокруг иркутских отравившихся – лишь ярчайшее тому подтверждение, средство для мытья ванн пьют не для удовольствия, а потому что тяга к спирту для многих стала сильнее животных инстинктов самосохранения. Искать пути решения этой застарелой проблемы мы оставим специалистам, а со своей стороны на примере сериала «Пьяная история» попробуем посмотреть, готовы ли мы избавиться от этой зависимости хотя бы ментально. Ведь осознание трагедии – первый шаг на пути ее преодоления.
Сразу с нескольких точек зрения комедия – отличный способ «переварить» проблему, и кино в этом направлении работает исправно: начиная с «Веселых ребят», через «Бриллиантовую руку» и «Кавказскую пленницу» к «Особенностям национальной охоты» сценаристы и режиссеры старательно «вскрывали нарыв», выставляя пьяниц в самом неприглядном свете. Помогло это излечению общества? Если и помогло, то лишь косвенно и в единичных случаях, ведь кино – лишь одно из лекарств, которое не подействует в отрыве от других средств. Сегодня такие «припарки» еще более бесполезны, поэтому «Пьяная фирма» выглядит не доброй помощью страждущим, а форменным издевательством – злым, едким, жестоким.
Герои мини-сериала Григория Константинопольского – сплошь «отбросы общества», форма полицейского, фуражка военного или белый халат врача на них лишь подчеркивают самые скверные черты характера и дефекты воспитания. Константинопольский и раньше не слишком жаловал персонажей своих фильмов, но в «Фирме» собран форменный паноптикум, в котором трудно найти, кому сочувствовать. Полицейские чины спокойно расправляются с неугодными, главный врач больницы манипулирует подчиненными и родными, главный герой и вовсе легко лишает жизни тех, кто перешел ему дорогу, – пусть какие-то шаги и получают некоторое моральное оправдание вроде «если не мы их, то они нас», от этого не легче. Алкоголь уродует, но уродует и то, что творится вокруг алкоголиков.
Очень сложно говорить о жанровой принадлежности мини-сериала. Разумеется, это комедия, но ее диапазон и направление ударов постоянно варьируются. «Пьяная фирма» скачет от эксцентрики к черному юмору, с драмеди перекатывается к каким-то кавээновским скетчам, персонажи-арлекины в ней частенько попадают в несвойственную для себя среду комедии положений или даже буффонаду. Столь широкий охват, увы, больше играет в «минус», ведь сосредоточиться на нагромождении людей и идей «без поллитры» просто невозможно. На этом фоне вымученная и явно пришедшая из другой сценарной заявки концовка облегчает страдания зрителя, но удовлетворения не приносит – «Пьяная фирма» оказывается расфуфыренной пустышкой, красиво украшенной фигурной бутылкой, в которую налита обычная брага.
Можно понять, как Константинопольскому удалось заманить в свое шоу такой набор артистов – проще назвать актеров, которые не показались в «Фирме» хотя бы на минуту, чем тех, кто в мини-сериале задействован, – подобный экспириенс если не прибавляет вистов к резюме, то точно позволяет отвлечься от рутины. Однако вряд ли этот сериал кто-то из задействованных будет считать своим главным достижением.
Как это часто случается, проект, который авторами рассматривался как некоторый последователь комедий Гайдая и своеобразный заменитель «Иронии судьбы», где алкоголь также сыграл важную роль, на деле оказался весьма непритязательным – юмор «Пьяной фирмы» весьма специфичен и убог, игра актеров не слишком выдающаяся, сюжет откровенно фарсовый, а подача несколько вторична и неоригинальна. Захватить такое шоу может только одним – игрой «Угадай актера в гриме», но если при каждом угадывании выпивать стопку, такой сериал сам вас доведет до капельницы.
Оценка 5/10.