«В основе сюжета лежат реальные события» – этим вступительным титром авторы выходящих на экран картин рассчитывают привлечь дополнительное внимание зрителей, не просто удивить их широтой выдумки, а привязать к фактам и документам. Однако так ли реальны события, о которых рассказывают подобные ленты? Увы, ошибок в них встречается предостаточно. Мы не станем сокрушаться о гибели Гитлера в кинотеатре в «Бесславных ублюдках» Квентина Тарантино или придираться к тому, что персонажи из Нью-Йорка начала прошлого века одеты в британские костюмы 1960-х годов, – так можно зарыться довольно глубоко, но некоторые особенно вопиющие ошибки отметим. Тем более что замечены они в фильмах, получивших самые престижные награды, но при этом факты в них подправлены в угоду сиюминутной выгоде.
Мост через реку Квай (1957) / The Bridge on the River Kwai
война / драма / приключения
Режиссер: Дэвид Лин
В ролях: Уильям Холден, Алек Гиннесс, Джек Хоукинс, Сессю Хаякава, Джеймс Доналд
Картина Дэвида Лина «Мост через реку Квай» – это настоящая проверенная временем классика, которая и сегодня может служить образчиком режиссерского, операторского и монтажного искусства. И семь «Оскаров», отданных этому фильму в 1958 году, отнюдь не случайны. Но кое-какие правки в понимание сюжета мы внести все-таки рискнем. И главная касается обоснования того, почему британские солдаты строили этот самый мост, ставший именем нарицательным. Фильм говорит о том, что полковник Николсон настоял на работе пленных солдат, чтобы поднять их боевой дух, герой Алека Гиннесса даже говорит о том, что «солдаты хороши лишь тогда, когда заняты делом», держа в кармане «фигу» подрыва постройки в нужный момент. На деле Николсоном двигала вполне благородная цель – помогая японцам, он просто спасал жизни своих подопечных. В 50-х это еще могло считаться предательством, но сейчас все вполне очевидно, персонажи фильма – герои, что бы ими ни двигало.
Полуночный экспресс (1978) / Midnight Express
Режиссер: Алан Паркер
В ролях: Брэд Дэвис, Джон Хёрт, Рэнди Куэйд, Бо Хопкинс, Айрин Миракл
Экранизация истории американского гражданина, заточенного в турецкую тюрьму на длительный срок, получила «Оскар» за лучший адаптированный сценарий. Тут нужно отметить, что и книга-то не слишком корректно обходилась с фактами, но в преувеличении реальности картина вышла на небывалый уровень. Ложь началась с самого начала – Билли Хейс, главный герой истории, вовсе не приехал в Турцию погостить с подружкой, а достаточно долго вел в этой стране бизнес. Не было в реальности и эпизода с откушенным языком при психиатрическом освидетельствовании. Однако самая развесистая клюква началась с рассказов о тюремном быте. Попытка изнасилования – не более чем выдумка, а убийство охранника, описываемое в кино, случилось несколько позже освобождения Хейса.