Молодой деревенский строитель Яцек живет самой непритязательной жизнью польской глубинки: днем трудится на возведении гигантской статуи Иисуса Христа, а вечерами гуляет с подругой Дагмарой, за пределами двора пугает ребятишек и старух громкой музыкой, а дома беззлобно переругивается с шурином и старшим братом. Жизнь движется по накатанной, и вот уже на горизонте маячит свадьба и отъезд из родительского дома, но несчастный случай отправляет Яцека на операционный стол, а процедура восстановления лица кардинально меняет его судьбу. В новом облике, с перекошенными щеками и заплывшими глазами, молодой человек из всеобщего любимчика превратился в изгоя и парию, невеста сбежала, а мать не признает в нем сына. И лишь сестра проявляет сострадание к человеку, которого всегда искренне любила.
Режиссер: Малгожата Шумовска
В ролях: Матеуш Косьцюкевич, Агнешка Подсядлик, Малгожата Гороль, Роман Ганкаржик, Дариуш Чожнэки
Глупо отрицать, что каждый народ или национальность в мире имеет какие-то отличительные черты, часто высмеиваемые или превратившиеся в обидные ярлыки: немцев считают аккуратистами, англичан – снобами, за эстонцами закрепился образ тугодумов, а армяне считаются торгашами и обманщиками. Есть свои «особые признаки» и у поляков – в Европе их считают этакими деревенщинами, способными только на то, чтобы чинить в лондонах и парижах водопровод. Есть те, кто на это обижается, а вот сценарист и режиссер Малгожата Шумовска над этим смеется – ее фильм «Лицо» показывает Польшу такой, какой ее не привыкли видеть ни мы, ни Запад, ни, наверное, сами поляки, это кино о стране и народе, который стоит на распутье и не может решиться на следующий шаг.
Трагикомедия «Лицо» выхватывает, казалось бы, совершенно не выдающуюся семью, которая не отличается ни особой сплоченностью, ни высоким статусом, ни серьезными перспективами. Главный герой – молодой человек без особых заслуг, все его отличие от соседей и коллег по работе – это длинные волосы, майки с цветными принтами да страсть к тяжелой музыке. Простая жизнь, самые скромные интересы и неосуществимая мечта уехать из страны. Трагедия, случившаяся при строительстве статуи Христа, меняет жизнь Яцека – он вроде бы становится знаменит на всю страну, но в личной жизни пересадка лица делает его глубоко несчастным.
По большому счету картина Шумовски использует достаточно простые приемы, разгадать ее метафоры и аллюзии совсем не сложно. Понятно, что в фильме она рассказывает, с одной стороны, о своей стране, потерявшей социалистическое лицо и приобретшей несколько кособокий капиталистический облик, в какой-то мере история Яцека – это проекция на экран проблем с мигрантами и нежеланием принимать у себя чужих, которые совсем недавно еще были желанными гостями. Наконец, автор раздает затрещин религии: с одной стороны, откровенно насмехаясь над исполинским сооружением, олицетворяющим божественное, а с другой – ужасаясь невежеству и религиозному лицемерию, которое, кстати, хорошо знакомо и нам.
Сюжет картины вообще достаточно просто перефокусировать на российские реалии – получится если не «Левиафан», то вполне себе такой «Мусульманин» со всей нашей неустроенностью, нежеланием сострадать и неумением быть искренними. Поляки, оказывается, ровно такие же, как мы: они так же дерутся друг с другом на магазинных распродажах, травят анекдоты про евреев и пьют на деревенских свадьбах до поросячьего визга. И мы одинаково боимся чужаков, и нам одинаково больно от предательства, и нас одинаково сильно тянет прочь от заевшего быта и недалеких, не умеющих мечтать родственников и соотечественников.
«Лицо» не назовешь особенно зрелищным фильмом, подкупают в нем разве что изящный операторский прием с очень узким фокусом да огромные голубые глаза Малгожаты Гороль, но что-то в картине цепляет. Возможно, это какой-то неуловимый нерв, свойственный лентам Ларса фон Триера, с которым в свое время сотрудничала Шумовска, а может быть, все дело в природной тяге смотреть на нечто отталкивающее, особенно понимая, что оно не сможет тебе навредить. Как бы то ни было, картина находит верные слова и образы, чтобы разогнать у зрителя любые другие мысли, кроме тех, что связаны с человеком, народом и страной, лишившимися идентификации. Главное, самим в фигуральном смысле лица не потерять и не превратиться в родных и близких Яцека, утративших в итоге человеческий облик.
Оценка 7/10.