С момента исчезновения и возвращения Уилла Байерса прошел почти год, и таинственные события в окрестностях Хоукинса постепенно стали стираться из памяти, лишь родители Барбары продолжают искать без вести пропавшую дочь да мальчишки изредка вспоминают об Одиннадцатой, считая ее погибшей. Но однажды новый виток спирали «странных дел» начинает закручиваться сразу по трем направлениям: Уилла снова посещают видения, причем еще более зловещие, чем раньше, контроль над порталом попадает в руки новой группы ученых, предпочитающих радикальные эксперименты, а Дастин обнаруживает в помойном ящике возле дома неизвестное науке существо. Когда три разрозненных сюжетных линии сливаются в одну, смертельная угроза нависает не над отдельными жителями городка и даже не над Хоукинсом и окрестностями, а над всей планетой. Спасти мир может только Одиннадцатая, но жива ли она, и если да, то где скрывается?..
Очень странные дела (2016) / Stranger Things
детектив / драма / триллер / ужасы / фантастика / фэнтези
Режиссеры: Мэтт Даффер, Росс Даффер, Шон Леви, Эндрю Стэнтон, Ребекка Томас
В ролях: Вайнона Райдер, Дэвид Харбор, Финн Вулфард, Милли Бобби Браун, Гейтен Матараццо
Авторы сериалов любят рассказывать о том, что, запуская новый проект, продумывают концепцию не на сезон, не на два, а на пять-семь минимум. Мол, и в характеры закладывается перспектива развития, и сюжетные повороты продумываются на годы вперед, и далекий финал просчитан до мельчайших деталей. Конечно, это бахвальство и набивание себе цены – телевизионный эфир настолько насыщен самыми разными шоу, что предсказать заранее успех или провал даже пары серий очень сложно, что уж говорить о далеких перспективах. Феномен «Очень странных дел» иллюстрирует эту мысль самым полным образом – здесь и скептическое отношение к проекту до его выхода в эфир, и оглушительный успех стартового сезона, и объявление о планах на четыре года вперед, и очевидные проблемы сезона второго. Говорите, все было продумано заранее? Что-то не верится.
Первые тяжелые мысли у зрителей должны были появиться еще в финале первого сезона – слишком много вопросов и слишком мало ответов для того, чтобы история выглядела четко продуманной и прописанной на несколько шагов вперед. Скорее все выглядело как «А давайте еще вот этого добавим! И вот этого! – Но одно ведь противоречит другому! – Так в этом и интрига!». И во втором сезоне все только усугубилось – что-то пришлось выдумывать на коленке, а что-то повторять из предыдущих серий чуть ли не покадрово. Монстры побеждены? У нас есть новые, их больше, и у них появился вожак! Одиннадцатая исчезла? Не вопрос, вот вам «Двенадцатая» – она гоняет на скейте, обыгрывает всех в видеоаркады и хранит страшную тайну! Школьный хулиган оказался отважным парнем, готовым сразиться с чудовищем? Несите нового, этот сломался!
А еще браться Даффер почему-то посчитали, что уникальная химия между Милли Бобби Браун и Финном Вулфхардом – не природная аномалия, а их личное достижение, и второй сезон «Странных дел» стал таким чемпионом по любовным треугольникам, что с дистанции вынуждены сойти романтические мыльные оперы. С трагедии не прошло и года, а в Хоукинсе уже начались перетягивания канатов в командах Хоппер-Джойс-Боб, Стив-Нэнси-Джонатан, Дастин-Максим-Лукас и даже Макс-Майк-Одиннадцатая (слава роботам, героиня Браун получила человеческое имя Джейн, и российские локализаторы перестали выглядеть идиотами со своими Элли, Оди и Дина). Разумеется, любовные разборки – отличный способ затянуть сюжет, но нужно ли это «Странным делам»?
Оказывается, нужно. Ведь больше-то предложить нечего – как сказано выше, сюжет второго сезона полностью повторяет первый: в городе при попустительстве ученых происходит какая-то катастрофа и помочь может только девочка с суперспособностями. В какой-то мере сценаристы попытались вывернуть из колеи, но только раздолбили ее и сделали глубже – теперь в Перевернутый мир можно попасть, просто выкопав в поле дыру, теперь «странных детей» может быть сколько угодно, теперь монстры у вас могут завестись от сырости, грязи или плохого настроения – тут авторы не стали углубляться в физику процессов.
Однако наилучшим примером того, что второй сезон снимался с листа и придумывался на ходу, является загадочный седьмой эпизод «Потерянная сестра», который, во-первых, раньше считался финальным и назывался «Потерянный брат». Эта серия не вписывается в общую канву, не развивает героев, даже не влияет на события в Хоукинсе – только добавляет хронометраж (девять серий против восьми в первом сезоне), а в высоких моральных принципах Джейн мы и раньше не сомневались. Зато стали сомневаться в том, что Дафферы знают, что делают.
И все же, при всех минусах, при всей незамысловатости сиквела, при всем неловком юморе и еще более угловатой подростковой романтике, «Очень странные дела» сохранили главное – сериал по-прежнему смотрится легко и непринужденно, он все еще сохраняет обаяние главных героев и снова умело использует ностальгические нотки, от рекламы «Терминатора» по телевизору до ксеноморфских остатков шкуры демогоргонов, от The Police на балу до Bon Jovi за кадром, от аркад в игровом центре до завернутых рукавов курток – 80-е на экране цветут и пахнут. Однако достаточно ли будет этого, чтобы привлечь зрителей к третьему сезону? Нужно искать что-то новое, а братья Даффер, кажется, стали узниками своего Перевернутого мира, который они, впрочем, и сами плохо понимают.
Оценка 7/10.