Нью-Йорк, 1960-е. Чета Стэкхаус демонстрирует на людях успех и горячую любовь, но за закрытыми дверями своего дома Уолтер и Клара давно тихо друг друга ненавидят. Нервы супруги несколько раз сдавали, она даже пыталась свести счеты с жизнью, но только после года мучений Уолтер решился заговорить о разводе. Получив резкий отказ и находясь под впечатлением от новостей о совершенном недалеко убийстве женщины, Стэкхаус задумывает избавиться от жены. Однако не успевает Уолтер подумать о возможном преступлении, как Клару находят мертвой. В то время как подозрение полицейских падает на супруга жертвы, сам вдовец открывает для себя тайну другого убийства, за которое до сих пор никто не понес наказания.
Ловушка (2016) / A Kind of Murder
Режиссер: Энди Годдар
В ролях: Патрик Уилсон, Хэйли Беннетт, Джессика Бил, Винсент Картайзер, Эдди Марсан
Американская писательница Патриция Хайсмит недаром неоднократно была отмечена премиями Эдгара Аллана По за свои детективные рассказы, повести и романы – ее книги неизменно сочетали не только запутанный сюжет, но и крепкую психологическую завязку, позволяющую ближе познакомиться с героями. Возможно, кто-то забыл, но именно перу Хайсмит принадлежат литературные произведения, на основе которых Альфред Хичкок поставил «Незнакомцев в поезде», Энтони Мингелла – «Талантливого мистера Рипли», а Тодд Хейнс – «Кэрол». Теперь же за экранизацию детективного романа популярной писательницы взялся режиссер «Аббатства Даунтон» Энди Годдард.
Годдарду хорошо удавалось наполнить духом эпохи грандиозный телесериал, и, пожалуй, для воплощения на экране атмосферы Нью-Йорка 1960-х он тоже подходит лучшим образом, однако одного этого для детектива недостаточно. Время, жанр и стилистика книги подталкивают к тому, чтобы превратить «Ловушку» в нуар, однако получается это скверно – в какой-то мере лента использует шаблоны и клише нуара, но сделано это скорее механически, чем от души. «Ловушке» отчаянно не хватает воздуха и напряжения, картина то и дело буксует, отвлекаясь на мелочи.
А между тем литературный источник дает кинематографистам обильную пищу – в «Ловушке» (или «Просчитавшемся», по названию романа) читатель встречался сразу с тремя любопытными героями. Кроме Уолтера Стэкхауса, запутавшегося в желаниях и мечтах, в книге присутствует колоритный букинист Мелхиор Киммел, сумевший безнаказанно убить супругу, и одержимый расследованием детектив Лоуренс Корби, уверенный в виновности Стэкхауса и Киммела, но не имеющий доказательств. Все три персонажа существуют не только во взаимной гравитации и напряжении, они раздираются противоречиями изнутри – каждый из них совсем не тот человек, которого рисует первый взгляд.
Увы, лента Годдарда все это проглатывает и сминает, не дав распуститься. Уолтер здесь просто мнительный тюфяк, который даже интрижку на стороне не смог толково организовать и «заляпался» во всех подозрениях, какие можно придумать. Киммел – злобный старикан, даже не пытающийся притворяться невинным. А Корби – просто отчаянный солдафон. Наблюдать за их вялыми барахтаньями тем более обидно, если иметь в виду другую ленту, снятую по этому же произведению Хайсмит, – французский триллер «Убийца» Клода Отан-Лары. Вот где пылали страсти и бурлили чувства, вот где ненависть Стэкхауса к жене была оправдана, а Киммел действительно скрывал страшную тайну. Даже следователь у французов был боевитее – не стеснялся лупасить подозреваемых прямо на допросах.
Но в «Ловушке» ничего этого нет. Первую половину фильма расползающийся в разные стороны сюжет не позволяет сконцентрироваться, а к персонажам проникнуться хоть каким-то интересом. Далее начинается череда глупостей и невынужденных шараханий от одного героя к другому – режиссер просто не смог связать тугой узел интриги, линии повествования у него торчат в разные стороны. И скользкий финал не спасает – детектива не получилось, от триллера не осталось и следа, драмы не было с самого начала.
И вроде бы нет повода ругать актеров, им просто нечего было играть: Патрик Уилсон смотрит в одну точку, Джессика Бил кривит губки, а вся сексапильность и «фаммфатальность» Хейли Беннет просто остается за кадром – авторы бездарно прошляпили все актерские таланты своих подопечных. Разве что Эдди Марсан выгодно выделяется на фоне коллег, но и он не уходит далеко от тех своих образов, которые зрители видели добрый десяток раз.
К сожалению, «Ловушка» лишний раз подтвердила: недостаточно нарядить актеров в правильные штаны и усадить в соответствующие эпохе автомобили, их эпохой нужно зарядить, а пуще того – зарядить сюжетом. Съемки «Ловушки» не заинтересовали толком, кажется, никого из создателей картины. Так почему этот скучный недодетектив должен быть интересен нам?
Оценка 5/10.