Премия «Золотой Бокюз» – настоящий кулинарный олимп, главная цель любого уважающего себя повара с амбициями. Однако даже отборочные соревнования, ведущие к международному финальному состязанию, – это уже испытание, которое по плечу немногим. Артур Овчинников, родившийся в Саратове, но сегодня работающий в Таллине шеф, на протяжении многих лет стремится пробиться в элиту мирового ресторанного искусства. Внутрироссийский отбор пройден им блестяще – теперь предстоит годовая подготовка к континентальному полуфиналу. Триста дней Артур должен потратить на изобретения и эксперименты, на бесконечные пробы и дегустации и поиски ингредиентов, а заодно вспомнить о том, с чего все началось и откуда у обычного мальчишки появилась тяга к творчеству на кухне.
Режиссер: Ольга Панкратова
Популярный сериал «Кухня» раскрыл еще один удивительный секрет о России – оказывается, у нас все отлично разбираются если не в ресторанном бизнесе, то в готовке точно, только ленивый ни разу не высказал свое отношение к происходящему в кулуарах экранного ресторана. Впрочем, как это чаще всего и бывает, знания и уверенность в себе у нас ограничиваются беседами с телевизором – в реальности же домашние кухонные баталии оканчиваются банальной яичницей с колбасой, а поход в ресторан – стыдливым поеданием бургеров с картошкой-фри на парковке. Правда, касается это не всех – есть и у нас в стране скромный сегмент людей, по-настоящему увлеченных готовкой и ресторанным искусством. Занятие это дорогостоящее, но – буквально – вкусное, и именно о таких людях и для таких людей снят документальный фильм «Да, шеф!», вышедший в отечественный прокат.
«Да, шеф!» можно смотреть, имея об искусстве кухни самое поверхностное представление, потому что картина не только имеет узкую направленность продемонстрировать жизнь и творчество отдельного повара, но и дает информацию о том, что вообще происходит внутри ресторанов. Из ленты, например, можно узнать много интересного о знаменитой мишленовской оценке ресторанов и о том, каким образом начисляются престижные звезды, крайне любопытно побывать за кулисами крупнейшего соревнования среди шефов, получившего название «Золотой Бокюз», да и мнение о своей работе и жизни из уст самих поваров, их «подмастерьев» и владельцев ресторанов услышать будет нелишним. Все-таки подобные истории нечасты на наших экранах.
Но прежде всего «Шеф» – это история конкретного человека, Артура Овчинникова, бросившего вызов коллегам, соперникам из других стран и, разумеется, самому себе, подав заявку на участие в международном конкурсе кулинарного искусства. Фильм, хоть и является документальной хроникой одного года подготовки к состязанию, имеет вполне четкую драматическую структуру – есть воодушевляющая первоначальная победа на российском отборе, есть впечатляющий энтузиазм, с которым любые горы кажутся по плечу, есть даже определенная расслабленность, во время которой можно побеседовать о философии кухни, о быте повара, о семье и детях, о любви к морю и суше. Но затем в сюжет врываются проблемы и сложности, появляются сомнения, повара хлещут удары судьбы, на пути случаются потери и предательства, но, словно Рокки Бальбоа, Артур выходит в концовке на свой ринг и отдается схватке без остатка.
И все это происходит под размеренный стук ножа о разделочную доску, под шипение масла на раскаленной сковороде, под звон бокалов и бульканье кипящих кастрюль – кухня, безусловно, играет в фильме главенствующую роль. И именно кухня, ее белоснежное убранство и манящие клубы пара нивелируют все окружающие проблемы и заботы – Артур, работая до глубокой ночи, практически не видит дочерей, а дома готовит не больше пары раз в году. Любые его неприятности стираются одной простой благодарностью клиентов ресторана, оценивающих не величину порции, не наличие тех или иных ингредиентов, а творческую составляющую конструкции блюда. Как художнику, повару нужны ощущения и эмоции, а не измерения холста и цена потраченных на пейзаж красок.
Разумеется, кино не лишено проблем – прежде всего, сам Артур не кажется до конца искренним и открытым человеком, хотя по ленте трудно понять, неготовность ли это автора фильма или внутренние блоки самого героя. Наверное, кому-то захочется узнать больше о жизни Овчинникова вне кухни, кто-то не будет удовлетворен обрывочными сведениями о его работе вне подготовки к соревнованиям, у кого-то останутся вопросы к подробностям проведения конкурсов поваров. Но в этом есть и что-то поистине ресторанное – «Да, шеф!» оставляет легкое чувство голода и желание вернуться за новой порцией. Этим, кстати, фильм и заканчивается – жаждой побед, невзирая на неудачи и лишения.
Оценка 7/10.