Винфред Конради – престарелый учитель музыки, доживающий свои дни в полном одиночестве. Все его удовольствия сводятся к прогулкам с дряхлым псом, посещению знакомых столь же преклонного возраста да редким розыгрышам почтальонов. Окружающие терпят нелепые лицедейства Винфреда, но работающая в серьезном бизнесе дочь Инес причуды отца не одобряет, более того, старательно дистанцируется от старика. Понимая, что теряет родного человека, отец отправляется вслед за дочерью в длительную командировку Инес в Румынию, но и там Винфреду и Инес сойтись непросто – они живут в разных мирах, по-разному оценивают обстановку и расставляют жизненные приоритеты. Отчаявшись достучаться до Инес разговорами, Винфред прибегает к излюбленному им приему, прикидывается другим человеком – эксцентричным бизнес-консультантом Тони Эрдманном – и проникает в круг общения Инес…
Тони Эрдманн (2016) / Toni Erdmann
Режиссер: Марен Аде
В ролях: Сандра Хюллер, Питер Симонишек, Михаэль Виттенборн, Томас Лойбл, Тристан Пюттер
Если посмотреть и послушать сообщения российских телеканалов о ситуации в Европе, то неизменно возникает впечатление, будто Старый Свет доживает даже не последние дни, счет идет на минуты. А потом все, континент в лучшем случае сгорит в адском пламени, полностью обезлюдеет, покроется руинами. Отчасти такое «волнение» за соседей оправдано, в Европе сейчас действительно происходит большая социальная революция, которая в будущем изменит политический и человеческий ландшафт во всем мире, но о «загнивании» здесь говорить рано, скорее сгниет то, что пытается окуклиться в паттернах прошлых веков, в религиозности и вечном равнении на прадедов. И все же в Европе полно проблем, и крайне серьезная в большом ряду – связь поколений, разорванных прогрессом, глобализацией, перераспределением трудовых ресурсов.
Европейские режиссеры много и громко говорят о проблемах того поколения, которое нынешний Старый Свет выстроило. Человек в возрасте становится частым гостем на экранах кинотеатров – ему и с работой не так просто определиться, и современный ритм жизни такого пугает, и принять молодежь с ее поверхностным отношением ко всему оказывается непросто. Для драматического сценариста и режиссера сегодня в кино непочатый край работы! Да и фестивальным жюри такое кино нравится, только успевай получать награды. С одной стороны, конечно, хочется «Тони Эрдмана», новый фильм немецкого режиссера Марен Аде, поставить в один ряд с «Я, Дэниел Блэйк» Кена Лоача, но с другой – интересно то, что «Эрдманна» сняла женщина, да еще и вполне молодая!
«Тони Эрдманна» сложно загнать в какие-то единые жанровые рамки. В фильме есть гомерически смешные сцены, но для комедии он слишком трагичен. Порой выходки Винфреда доставляют дискомфорт не только героям, но и зрителям, однако легкость повествования не позволяет отнести ленту к депрессивной чернухе. Наконец, авторы оставляют зрителю право всплакнуть в финале, но не настаивают на каких-то поучительных выводах. «Тони Эрдманн» – зарисовка из жизни отца и дочери, которые живут в разных мирах, но, влекомые невидимыми нитями друг к другу, они способны вырваться из своего мира и войти в жизнь другого. Шумно, разрушая любые понятия о комфорте и приличии, но если это единственный способ понять друг друга, то к черту одежды и маски!
Однако для зрителя путешествие в компании Винфреда и Инес может оказаться тяжелейшим испытанием. Во-первых, «Тони Эрдманн» длится едва ли не три часа, во-вторых, снят он весьма живо, камера постоянно находится в движении, а актерам предоставлена свобода передвижения, наконец, погружение в историю проходит весьма неторопливо – Марен Аде словно сперва предлагает пожить жизнью героев и лишь после этого посмотреть на их столкновение. Да, это сложное путешествие, но никто и не обещал, что связать разделенные родственные души будет просто. Впрочем, Аде находит путь к сердцу зрителя в любом случае, остается лишь открыться льющемуся с экрана потоку эмоций.
Конечно, Канны вряд ли обратили бы внимание на фильм Марен Аде, не будь в нем нескольких слоев, тонны метафор и рефлексии о происходящем вокруг. На втором плане истории «отцов и детей» проходят вопросы социального неравенства и человеческого одиночества, корпоративной кабалы и превосходства внешнего над внутренним, оборотной стороны европейской интеграции и живого человеческого общения в мире начальников и подчиненных. Это, разумеется, добавляет истории объема, но «Тони Эрдманн» все равно остается слишком массивным высказыванием, чтобы стремиться пересматривать его снова и снова. И это, пожалуй, главная проблема фильма – при очевидности ситуации и понятной реакции героев на нее, Аде слишком дотошна, а порой и чрезмерно.
Более опытный постановщик, наверное, сделал бы финал тоньше, отставил бы за скобками монолог «Тони» о том, что мы в поиске чего-то большего не замечаем минут счастья, проведенных рядом с любимыми, но даже при этой перегруженности картина Марен Аде остается любопытным взглядом на то, что должно разрешить конфликты поколений, страт и слоев. Жизнь становится чуть проще, если человеку удается скинуть оковы обыденности, обнажиться и обнажить чувства.
Оценка 8/10.