Учеба для нерадивого студента юридического факультета Рубена была мукой, пока в университете не появилась очаровательная и загадочная Нора. Они видятся всего два часа в неделю в библиотеке, но Рубен считает, что это любовь, а потому ввязывается в дела, которые девушка скрывает от других. Оказывается, Нора тайно провозит во Францию из Голландии наркотики, и именно сейчас ей предстоит важная поездка – в Амстердаме она должна получить пакет зелья и передать его парижскому гангстеру. Пытаясь добиться взаимности, Рубен берется сопровождать Нору в поездке, а за студентом увязывается и его не слишком смышленый приятель Дюрекс. Нелепая троица сразу вызывает подозрение у голландских наркоторговцев, и новоявленных курьеров тут же обводят вокруг пальца, оставляя без денег и без товара. Однако Рубен не желает показывать себя слабаком, а потому бросает вызов всему криминальному сообществу Амстердама…
Гангстердам (2017) / Gangsterdam
Режиссер: Ромен Леви
В ролях: Кев Адамс, Манон Азем, Коме Левин, Хьюберт Кунд, Мона Валравенс
Двадцать лет скоро грянет с выхода на экраны культового фильма Гая Ричи «Карты, деньги и два ствола», а режиссеры все не уймутся – криминальные комедии о незадачливых приятелях, бросающих вызов бандитам и гангстерам и выходящих сухими из воды, плодятся как грибы после дождя, причем не только в Голливуде или Европе, но и в России, достаточно вспомнить картины Романа Каримова и других молодых авторов. Во Франции своих «ричей» вдоволь и с жанром криминальной комедии все в порядке, но зритель с благодарностью готов принять любую новую «движуху», особенно если в картине будут задействованы интересные актеры, сюжет будет лихо закручен, а персонажи вызовут хоть какую-то симпатию. А если будет еще и смешно – это хит! «Гангстердаму» Ромейна Леви до хита далеко, но лента о бестолковых студентах, возомнивших себя крутыми наркокурьерами, вполне может развлечь, поскольку сочетает в себе несколько ярких экшен-сцен, достаточное количество работающих на разную аудиторию шуток и задействует симпатичных актеров в любопытных образах. Так почему бы не провести полтора часа в столице Нидерландов?
Прежде всего, от «Гангстердама» не нужно ждать откровения или каких-то новаторских решений, нет, фильм решен в традиционном и даже консервативном ключе, в нем гораздо больше от «Рискованного бизнеса» или «Выходного дня Ферриса Бьюллера», чем от Тарантино и Ричи, просто он продукт своего времени, а потому гораздо более ироничный, едкий и даже злой, чем его предшественники. Но это и выделяет ленту из ряда одинаковых «бандитских разборок» – как минимум Ромейн Леви заставил говорить о своем фильме в контексте того, можно ли с экрана шутить об изнасилованиях. Правда, это всего лишь единичный эпизод, не в полной мере характеризующий проект.
В остальном «Гангстердам» скорее вызывает симпатию – здесь есть очаровательная Мэнон Азем, играющая боевитую подружку парижского бандита по кличке Мишка, Кев Адамс в роли Рубена тоже похож на мишку – этакий романтично настроенный увалень, который считает, что его любовь к девушке может разрушить любые преграды. Наконец, настоящим украшением картины является Коме Левин в образе Дюрекса – простака с сексистскими, расистскими и националистскими взглядами, который постоянно подталкивает друзей к пропасти, а потом неожиданно всех спасает. Юмор в устах рыжего Дюрекса всегда находится на грани дозволенного, но в этом-то и фокус, шутки достаточно остры, но и забавны.
Собственно, криминально-детективную линию «Гангстердама» сложно принимать всерьез – да, курьеры-новички потеряли товар, да, его увел сын местного криминального авторитета, да, пришлось пробираться в цитадель наркобарона и там всех перестрелять, – но градус абсурда вовсе не мешает наслаждаться видами Амстердама, смеяться над тем, каким город себе представляют французы (обязательно будут шутки про травку, проституцию и однополые отношения), переживать за отношения громилы Улисса и танцовщицы Джун, взявшихся помогать троице французов, а также удивляться тому, насколько смело авторы иронизируют над национальными меньшинствами, поддельной толерантностью и хваленой европейской доброжелательностью к окружающим.
Конечно, если разбирать картину «по косточкам», то в ней можно насобирать множество «блох» – кому-то не понравится «сортирный юмор» с оральным сексом в качестве способа шантажа или тонкостями процедуры испускания газов, кто-то явно останется недоволен тем, что и главные герои, и бандиты фактически не понесли наказания за свои правонарушения и даже за убийства, наконец, не исключено, что найдутся и те, кто не поверит в искренность сыгранных чувств и в преображение Рубена. Все это имеет почву, но картина и не претендует на морализаторство, это всего лишь забавное происшествие с людьми, оказавшимися не в своей тарелке и вынужденными что-то делать, чтобы спастись. Кто же знал, что в Голландии так опасно, но настолько весело?
Оценка 6/10.