Студия Warner Bros. неоднократно подвергалась критике зрителей за не слишком удачные трейлеры к своим фильмам – их обвиняли то за обилие спойлеров, то за несоответствие настроению фильма, то за подмену и наполнение роликов кадрами, не вошедшими в фильм. Претензии были справедливы, в частности, промо к «Бэтмену против Супермена», как и трейлеры «Отряда самоубийц», ощущение от просмотра подпортили изрядно, но о кампании, предшествующей выходу на экраны «Лиги справедливости», такого не скажешь – видео подается дозированно, оно строго выдержано и нацелено заинтриговать, а не раскрыть карты раньше времени. Вот и финальный трейлер поддержал эту тенденцию – нам показали Супермена, но пока исключительно в снах и воспоминаниях, оставив без ответа главный вопрос: как Человек из стали присоединится к команде, собранной Брюсом Уэйном. В том, что воскрешение Супермена произойдет, нет никаких сомнений, осталось выяснить, КАК это произойдет, и на это у фанатов есть несколько теорий.
Оживлять погибших героев комиксов – старинная забава, которая с бумаги легко перекочевала на экраны кинотеатров. Совсем недавно силу зрительской любви к персонажу могли ощутить поклонники героя Колина Ферта в фильме «Kingsman: Золотое кольцо» – Галахад после выстрела в голову в упор не просто выжил, но и вернулся к активной шпионской деятельности. И это, разумеется, не первый и не последний случай воскрешения, поэтому относительно судьбы Супермена, отдавшего свою жизнь в бою с Думсдеем в финале «На заре справедливости», у фанатов комиксов не было ни малейших сомнений: лига без криптонца существовать не может. Весь вопрос лишь в способе его возвращения к жизни, ведь все мы стали свидетелями почетных похорон как самого Супа, так и его секретного альтер эго Кларка Кента. Проблему эту вполне можно было бы спустить на тормозах, но, к счастью, DC и WB находятся не в том положении, а Зак Снайдер не тот режиссер, чтобы подставляться под гнев фанатов, а потому в фильме нас наверняка ждет логическое объяснение тому, что команду супергероев пополнит человек в красно-синем.
Вариантов на самом деле у сценаристов не так уж и много, но каждый из них достоин отдельного упоминания, поскольку именно от того, кем вернется Супермен, зависит будущее всей команды, ведь может статься, что привычного борца за справедливость и человечность мы больше не увидим. Именно с этого и хочется начать, криптонец может оказаться под властью главного злодея нового фильма Степпенвулфа. К мыслям об этом подталкивает то, что смена темно-синего костюма супергероя на черный в новом фильме уже известна, а это вполне может подразумевать, что Кал-Эл перешел на сторону Зла. Каким образом воскрешение удастся посланнику Дарксайда, который пока остается в тени? Степпенвулф вполне может оживить его своими силами, все-таки этот суперзлодей относится к расе Новых Богов и умеет превращать мертвецов в парадемонов, он также может обратиться к бескрайнему могуществу так называемой Материнской коробки, загадочного артефакта, который станет «яблоком раздора» «Лиги справедливости», наконец, он может повторить эксперимент Лекса Лютора с генералом Зодом, породивший Думсдея. Это был бы любопытный поворот сюжета – лиге пришлось бы сражаться с самым сильным своим представителем, а человечество вместо могучего защитника получило бы всесильного монстра. Красивое крушение символов и идеалов.
Злодеев, впрочем, достаточно и на Земле. Как один из вариантов, фанаты рассматривают возможность захвата тела погибшего Супермена Амандой Уоллес и ее секретным исследовательским подразделением ARGUS. В финале «Отряда самоубийц» Уоллес и Уэйн не только договорились об услугах друг другу, но и обозначили тот очевидный факт, что они находятся по разные стороны баррикад. Не посчитала ли агент разведки, что воскрешенный и поставленный под контроль криптонец станет убойным козырем в поединке с Бэтменом? Да и для Отряда самоубийц Супермен стал бы хорошим кнутом, подстегивающим в случае бунта и неповиновения. Вряд ли правительство позволило бы вот так просто «утилизировать» в гробу супероружие, пусть и вышедшее из строя.
А теперь о хорошем. Одна из самых изящных и любопытных теорий ответственным за воскрешение Супермена делает… Флэша. Фанаты комиксов исходят из того, что Барри Аллен в собранной Бэтменом команде выглядит пятым колесом: Темный рыцарь обречен вечно бороться за спокойствие Готэма и остальной планеты, Чудо-женщина, Аквамен и Киборг, наоборот, скорее чужие среди обычных людей, они в большей степени привязаны к энергиям и стихиям Вселенной, чем к конкретным местам. Флэш же, судя по трейлерам, находится не в своей тарелке и с тем и с другими, его предназначение не особо понятно, не для шуточек же он там. Так почему бы его не использовать для путешествия в прошлое и спасения Супермена в последнюю минуту перед гибелью? То, что Барри умеет управляться со временем, мы уже видели – он заглядывал в гости в Бэт-пещеру в «На заре справедливости», так пусть «сгоняет» еще раз, тем более что в бумажных комиксах подобное случается сплошь и рядом.
Но это понадобится только в том случае, если Супермен действительно умер. Нет, сомневаться в искренности грусти Дианы и Брюса в финальных кадрах «На заре справедливости» у нас нет никаких оснований, они вполне могут искренне верить в гибель «самого человечного из людей», но не введены ли они в заблуждение? Как известно поклонникам комиксов, свою силу криптонец черпает от Солнца, заряжающего клетки его организма неисчерпаемой энергией. А что если смерть Кал-Эла – это всего лишь недостаток «питания»? Что если единственная причина, почему тело криптонца не подает признаков жизни, – это невозможность солнечным лучам попасть на него? С Бэтменом и Думсдэем он боролся в сумраке, погиб в темноте космоса, а потом оказался погребен – а ведь достаточно было всего лишь выставить «труп» на солнышко. Вот вам и еще один вариант оживления – принесли его домой, оказался он живой.
Наиболее простым же, но в то же время потенциально губительным для персонажа видится использование так называемого Кодекса Роста – всеобъемлющей базы данных о Криптоне и его жителях, буквально внедренного в клетки Супермена. Согласно прологу «Человека из стали», кодекс существует для того, чтобы у Кал-Эла была возможность однажды «развернуть» Криптон на какой-то иной подходящей планете и вернуть к жизни всех тех, кто был в кодексе прописан. Значит ли это, что данная информация может вернуть к жизни и самого Супермена? Очевидно, да, но тогда криптонец превращается в бессмертного – восстановить его можно будет из любой клетки, из частички кожи, капли крови или волоска. Увы, бессмертные герои, как ни странно, долго не живут – зрителям они становятся просто неинтересны. Зачем переживать за того, кто всегда имеет резервную копию? Так что авторам по этой тропке стоит идти с большой осторожностью.
Гораздо более вероятной в таком случае видится операция по оживлению Супермена силами Лиги справедливости тем же способом, каким Лекс Лютор породил Думсдея, – всего-то нужно доставить тело криптонца на его корабль. Крепость Одиночества, по сути, для того и предназначена – в недрах своего звездолета Кал-Эл должен восстанавливать силы, накапливать энергию и справляться с эмоциями. Справедливости ради, воскресить Зода у Лютора не получилось – «что-то пошло не так», и миру явился не спаситель Криптона, а Оружие Судного Дня, но первый блин всегда комом – у Брюса Уэйна должно получиться лучше. Кроме того, черный костюм возрожденного Супермена намекает на то, что достигнуть желаемого сразу не удалось, возможно, «нового» Супа еще придется перевоспитывать.
Напоследок стоит упомянуть и наиболее трогательную и эмоциональную теорию, предложенную фанатами, – некоторым хочется верить, что к жизни Супермена вернет любовь. Это звучит несколько по-диснеевски, но совсем не так глупо, как кажется, – откровенная аллюзия на мессианство гостя из космоса присутствует не только в бумажных комиксах, Зак Снайдер из своего Кал-Эла сделал настоящего Иисуса, а следовательно, он просто обязан воскреснуть тогда, когда люди будут в нем нуждаться больше всего. Впрочем, задачу можно упростить до любви Лоис Лейн к Кларку Кенту – Лоис может оживить его силами своих чувств, поцеловав, как принц Спящую красавицу. Немного наивный сюжетный ход, но вполне возможный, особенно памятуя о том, что Лейн так пока и не исполнила свое предназначение – в «На заре справедливости» нам указали на то, что она является ключом, но о «замке» пока так ничего и не известно. Может быть, это как раз нужная замочная скважина?
Проблемы воскрешения на этом, однако, не заканчиваются. Если возвращение с того света Супермена человечество наверняка воспримет как должное, то что прикажете делать с Кларком Кентом? Репортер «Дэйли Плэнет» не может вернуться на рабочее место и делать вид, что ничего не произошло. Здесь у сценаристов тоже есть несколько вариантов развития событий. Во-первых, Кента можно оставить мертвым, однако это повредит романтическим отношениям между Лоис и Суперменом – будет выглядеть крайне странно, если только что потерявшая возлюбленного журналистка повиснет на шее супергероя в плаще, да еще и поразительно похожего на Кларка. Во-вторых, Супермен может раскрыть тайну своего прикрытия – воскрешенный криптонец просто объявит, что ему пришлось скрываться среди людей, чтобы избежать паники. Это, однако, подставляет под удар всех его бывших коллег – подобным образом в комиксе «Гражданская война» Питер Паркер навлек беду на своих друзей и коллег, сняв маску перед публикой и раскрыв свою личность. Захочет ли Супермен тревожить покой людей, ставших ему близкими друзьями? Для сюжета это, может быть, и неплохо, но как-то не в духе Супера. Наконец, Кал-Эл вполне может примерить на себя новое альтер эго – так уже было однажды в бумажном комиксе «Что случилось с человеком завтрашнего дня?». Там Супермен добровольно уменьшил собственные силы, сменил имя на Джордана Эллиота и переехал с Лоис и сыном в пригород, где пошел работать простым слесарем. Как видите, и здесь для продолжения франшизы открываются любопытные просторы.
Новый фильм совместной киновселенной DC и WB появится на экранах совсем скоро, и от его приема критиками и зрителями зависит очень многое. «Лига справедливости» создавалась в нервозной обстановке – Бен Аффлек пугает своим уходом, Зака Снайдера пришлось оперативно менять на Джосса Уидона, а сравнительные неудачи предыдущих картин о Супермене действуют угнетающе. Однако грядущее соединение супергероев в команду может оказаться настоящим прорывом, если авторы сумели распорядиться имеющимся потенциалом. Хочется верить в лучшее, иначе будет несправедливо.