На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Film.ru

102 подписчика

Рецензия на фильм «Пеле: Рождение легенды»

1950-й. Девятилетний Дико со своими родителями, братом и сестрой живет в бразильских трущобах, откуда выхода есть только два: на ореховые плантации или в тюрьму. С самого детства мальчишка увлечен игрой в мяч, и это неудивительно – отец Дико играл в футбол на высоком уровне, но травма не позволила ему полностью раскрыть талант.

Зато отец верит в большое будущее мальчишки и тайком от матери, яростной противницы игр, тренирует Дико. Когда скаут большого клуба обращает внимание на талантливого подростка, самому Дико и его родным нужно сделать непростой выбор: остаться дома, где есть какая-никакая уверенность в будущем, или рвануть за мечтой, иллюзорной и размытой. Мальчишка выбрал второе и уже через год под именем Пеле начал большой путь покорителя мира, сходящего с ума по игре в футбол.

Пеле: Рождение легенды (2016) / Pelé: Birth of a Legend

биографический / драма / спорт

Режиссеры: Джефф Цимбалист, Майкл Цимбалист
В ролях: Кевин Де Паула, Леонардо Лима Карвальо, Винсент Д’Онофрио, Родриго Санторо, Колм Мини

 

Спорить глупо, художественные фильмы о спорте и чемпионах – крайне неблагодарное развлечение. Вся проблема заключается в том, что нескольким минутам славы, выпадающим к тому же далеко не каждому, предшествует скучнейший период тяжелых тренировок, непрезентабельных, жестких, грязных, потных, изматывающих. Демонстрировать их – неуважение к зрителю, но и на чудо уповать нельзя – то, что труд спортсмена тяжел, никто не станет отрицать. Да еще и на одну победу приходится десяток травм, поражений или вторых мест, а хочется сделать зрелищное кино. Вот и приходится либо трусы надевать и скрупулезно воспроизводить на экране все скучные шаги на пьедестал, тщательно сверяясь со списком достижений в Википедии, либо крестик снимать и очертя голову ваять собственную историю блистательного взлета, чудесного преодоления, не обращая внимания на темную сторону спорта.

Фильм о «короле футбола» Пеле пошел по второму пути. Вторую часть полного названия фильма здесь можно понимать двояко – легенда и то, какой жизненный путь для легендарного футболиста придумали сценаристы и режиссеры братья Цимбалист. В фильме нет ни слова о сколько-то серьезных проблемах, нет по-настоящему сложных духовных и физических исканий, нет ни малейших противоречий, сомнений, ошибок. «Пеле» – это кино простое, прямолинейное, непритязательное и даже глупое. Это не биография, а сказка, подогнанная под конечный результат, фантазия о том, что «принцессы не какают».

По большому счету и биографией фильм называть не слишком правильно: сюжет сосредоточен всего на двух эпизодах жизни Пеле – его первых успехах в дворовом футболе и дебюте в сборной на чемпионате мира 1958 года в Швеции. Как видите, сценаристы сосредоточились на положительном и мотивирующем, напрочь забыв о других сторонах жизни «короля футбола». Нет, разумеется, как и положено, в фильме есть и насмешки со стороны противника, и обидные розыгрыши старших товарищей по команде, и сомнения в правильности выбора пути, и травма накануне важной игры, даже само появление прозвища «Пеле» дано с некоторым надрывом – но все это представлено по-кукольному наивно. Словно смотришь не масштабную драму о человеке, известном на весь мир, а дежурную постановку школьного театра эпохи октябрят и пионеров, когда все просто читают заученные реплики, зная, что все предсказуемо закончится победой «наших».

Впрочем, однозначно утверждать, что это плохо, не станем. В конце концов если авторы ставили своей целью мотивировать детей заняться спортом, верить в свои силы, не пасовать перед трудностями, держаться выбранного пути, то и пропаганда должна быть именно такой – с бабочками, радугами и розовыми единорогами. Но если стремиться к правде, то без крови, пота, синяков, переломов и слез не обойтись, а в «Пеле» этому уделено полторы минутки.

И все же отговаривать смотреть фильм не станем, в нем есть несколько достаточно впечатляющих моментов. Прежде всего, великолепно передана атмосфера игры – эпизоды матчей сборной Бразилии на ЧМ-58 воспроизведены невероятно объемно. Не стоит умалять достоинство занятых в фильме актеров: при том что вездесущий Голливуд здесь представляют только Винсенто Д’Онофрио и Колм Мини, да и то эпизодически, молодежь достойна звезд, Кевин де Паула очень хорош. Наконец, природа Бразилии достойна особенного внимания, даже если ее показывают фоном в сериальном мыле – в «Пеле» в достатке и фавел, и богатых кварталов Рио, и джунглей, и океанского побережья.

Как зрелище «Пеле» отнюдь не самое плохое кино. Футбол в нем продемонстрирован мастерски, картинка радует глаз, актерская игра не подкачала. Но если вам хочется знать все об Эдсоне Арантисе ду Насименту, если вы интересуетесь чем-то большим, нежели первые его шаги на поле в Гетеборге в синей футболке сборной, если дальнейшая его судьба привлекает вас не меньше детства – стоит поискать источник посерьезнее и пообширнее. Кино – всего лишь кино, оно приоткрывает только небольшую завесу. Остальное ищите сами.

Оценка 5/10.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх