Современные компьютеры дают кинематографистам практически неограниченную степень свободы – с помощью мощнейших программ можно строить виртуальные миры, не уступающие детализацией реальности. Однако многие даже самые великие режиссеры продолжают использовать привычные декорации, выстроенные в павильонах. Почему? Во-первых, актерам в них уютнее – играть гораздо легче тогда, когда ты ощущаешь пространство. Во-вторых, «живые» сеты любят операторы, придающие большое значение композиции и освещению и желающие участвовать в процессе создания фильма в полном объеме. Наконец, это просто красиво, а кроме того, позволяет художникам-постановщикам оставаться важной частью процесса, а не сторонними наблюдателями. Вот лишь несколько самых грандиозных декораций, построенных специально для кино, не уступающих ни реально действующим конструкциям, ни компьютерной графике самого высокого качества.
Метрополис (1927) / Metropolis
драма / мелодрама / триллер / фантастика
Режиссер: Фриц Ланг
В ролях: Альфред Абель, Густав Фрелих, Рудольф Клайн-Рогге, Фриц Расп, Теодор Лоос
Город Метрополис
На заре кинематографа грандиозные декорации не были чем-то удивительным – заменить-то живые материалы было нечем. Режиссерам приходилось идти на различные хитрости, чтобы уменьшить производственные сметы: вместо полноценного городского квартала, например, иногда делались уменьшенные копии, перспектива увеличивалась с помощью зеркал, а там, где не справлялась техника, на помощь приходили мультипликаторы. Немецкий режиссер Фриц Ланг для своего «Метрополиса» вполне мог использовать технику Жоржа Мельеса и нарисовать необходимые декорации, но постановщик не стал искать легких путей и выстроил необыкновенный сет – вручную был выстроен огромный, многоэтажный город, впечатляющий одним своим видом. Своего Ланг добился – его картина стала культовой лентой, вдохновившей многих на работу в кино.
2001: Космическая одиссея (1968) / 2001: A Space Odyssey
детектив / приключения / фантастика
Режиссер: Стэнли Кубрик
В ролях: Кир Далли, Гэри Локвуд, Уильям Силвестер, Дэниэл Рихтер, Леонард Росситер
Космическая станция
Переполненная инновационными решениями съемочная площадка фантастической притчи Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея» могла похвастать десятками грандиозных конструкций, но выделяется среди них, разумеется, центрифуга, которая имитировала вращающуюся в невесомости космическую станцию. Даже спустя полвека кадры бегущего по вертикально вздымающейся стене актера впечатляют, что уж говорить про современников Кубрика. Постройку гигантского колеса, в которое поместился интерьер станции, курировал сам режиссер, вся съемочная группа была укомплектована строительными касками, для цельности конструкции были изготовлены специальные сверхпрочные болты. Результат был потрясающий – Кубрик с помощью подручных материалов смог сделать то, что невозможно было снять никаким иным способом, и обогнал свое время на добрых три десятка лет.