За последние несколько дней сразу несколько телесериалов отважились расширить границы своих возможностей и сделали попытку реализовать себя на экранах побольше – сперва фанаты Вестероса получили возможность посмотреть в кинотеатрах финальный эпизод «Игры престолов», затем на большие экраны вышла первая часть проекта «Гоголь», и, наконец, залы IMAX продемонстрировали первые эпизоды комикс-экранизации «Сверхлюди». Как и ожидалось, зрители отнеслись к инициативам с сарказмом и недоверием: «Престолы» фанаты предпочли посмотреть пораньше, «Гоголь» разочаровал незаконченностью сюжета, а «Сверхлюди» на фоне гораздо более масштабных и дорогих полнометражных постановок выступили крайне слабо – 11 человек в среднем на сеансах в залах, рассчитанных на 300-400 зрителей, не впечатляют. Это далеко не первый опыт конвертации телешоу в киноформат, но определенно самый массовый, и от результатов проката, от отзывов зрителей и реакции кинотеатров во многом будет зависеть дальнейшее взаимодействие сериалов и кино. И прежде чем хорошая идея будет похоронена, мне хотелось бы выступить в защиту подобного рода экспериментов – при всех различиях телепроекты и полнометражные фильмы должны работать на зрителя.
5. ТВ и кино должны содействовать не только в производстве.
Сериальная и киноиндустрия в производстве довольно похожи, если речь, конечно, не идет о телемыле уровня условного канала «Домашний» или «Романтика». Отсюда и ставшая регулярной конвергенция режиссеров из большого кино на ТВ и обратно – не будь устройство съемок одинаковым, от таких «пересадок» было бы столько же смысла, сколько от Михаэля Шумахера за рулем фуры. Но у совместного производства и «выхлоп» должен быть схожим, было бы странно делать дорогие автомобили усилиями лучших конструкторов, дизайнеров и инженеров только для того, чтобы давать покататься на них в пределах одного-единственного гоночного трека – продукт должен приходить к потребителю, иначе производство теряет смысл.
Следовательно, в трансляции сериалов средствами кинотеатральных сетей есть здравое зерно – если телепроект снят большим мастером с участием видных популярных актеров, с немалым бюджетом, так пусть же его увидят в должном качестве и в специальных условиях. При этом нет никаких препятствий для того, чтобы демонстрировать сериальные новинки почти одновременно в кинотеатрах и на кабельном ТВ, ведь давно известно, что те, кто не понимают удовольствия похода в кинотеатр, будут и дальше смотреть то, что им интересно, не сходя с любимого дивана, поклонники же уютного мрака кинозала с удовольствием расширят репертуарные запросы. Совместная работа ТВ и кинотеатров в данном случае пойдет на пользу обеим сторонам, через удовлетворение запросов зрителей будут пополнены доходные части бюджета и показчика, и производителя.
4. Дополнительная реклама никогда не бывает лишней.
Вряд ли откажутся производители сериалов и от дополнительных рекламных площадей, прокрутки трейлеров, установки стендов в кинотеатрах и обработки потенциальной аудитории на специализированных площадках в Интернете. Нужно признать, что изначально у кино и сериалов аудитория различалась довольно существенно, однако сегодня можно заметить, что молодежь просто вынуждена быть в курсе происходящего и на большом, и на малом экране, чтобы банально понимать свежие мемы, приколы или цитаты, ушедшие в народ, – массовая культура на то и массовая, чтобы объединять все больше людей.
При этом невооруженным взглядом заметен странный перекос – телевидение завалено кинотеатральной рекламой, число трейлеров роликов и ТВ-спотов какого-нибудь летнего блокбастера не поддается учету даже в рамках одного канала, а прокатчик «бомбардирует» зрителя с пяти, десяти или даже двадцати «кнопок». Не пора ли делать ответный ход? Тем более что система эта уже работает – канал ТНТ делал несколько «подходов» в кинозал, устраивая премьерные показы пилотов своих сериалов, сопровождая сеансы обильной рекламой внутри кинотеатров. Это работает, как минимум баннеры, постеры и листовки видят люди, более других заинтересованные в зрелище, оригинальных историях и хорошем настроении. Если реклама на ТВ «стреляет» обильно, но в белый свет, как в копеечку, то реклама и показы в кинотеатрах всегда находят благодарную и заинтересованную аудиторию.
3. Введение в историю через кинопоказ.
Но постеры, рекламные баннеры и трейлеры – лишь первый этап привлечения зрителей, куда важнее то, что через демонстрацию пилота или нескольких первых серий в кинозале можно увлечь зрителя сюжетом, масштабом, актерской игрой и спецэффектами, тем, что на экране телевизора или монитора впечатляет далеко не всегда. Спросите тех, кому довелось посмотреть хоть один эпизод «Игры престолов» в кинотеатре, если не имеете собственного подобного опыта, – зрелище стоит того! Но в случае хита НВО речь идет об уже действующем популярном сериале с большой зрительской аудиторией, а что прикажете делать «новичкам»? Вот тут-то и пригодятся кинотеатральные премьеры – где, как не здесь, ошеломлять зрителя?
Другое дело, что не у всех ошеломлять получается. Или хотя бы ошеломлять в хорошем смысле этого слова. И здесь как раз показателен пример прошедшей недели – «Гоголь. Начало» и «Сверхлюди» по-разному подошли к вопросу и получили кардинально различающиеся результаты. Если заокеанский проект понадеялся на магию логотипа Marvel и силу проекторов IMAX, но при этом обнаружил незамысловатость сюжета, плоскость постановки и предсказуемость персонажей, то авторы «Гоголя» явно стремились удивить тех, кто рискнет заглянуть на их зов. Там, где «Сверхлюди» махом выложили все козыри и продемонстрировали шаблонность мышления, Николайвасилич закрутил такую интригу, что остается только кусать локти – продолжение-то нескоро по сериальным меркам. Вот вам два подхода, два примера работы со зрителем: «Сверхлюди» идут нагрузкой даже не к «Мстителям» или «Защитникам», а к дышащим на ладан «Агентам Щ.И.Т.а», а «Гоголь» – «игрок» самостоятельный, способный сформировать собственную армию фанатов, а то и целый жанр.
2. Кино – колоссальный вызов для авторов.
И прежде всего разница в восприятии «Сверхлюдей» и «Гоголя» кроется в том, что создатели двух проектов по-разному восприняли свою работу. Канал АВС всего лишь снял стандартные телеэпизоды на камеры IMAX и добился эффекта установки на «Запорожец» двигателя от болида «Формулы-1» – поехать поедет, но на гоночной трассе развалится, а в городе не разовьет нужной скорости. Да, сериал воодушевляет парой сцен, но на гигантских экранах IMAX и реклама майонеза «Ряба» воодушевляет, в остальном же «Сверхлюди» – это те же «восьмерки», уйма диалогов и картонные декорации, просто снятые с высоким разрешением. «Гоголь» – иной, его создатели сразу хотели сделать киноверсию, а потому снимали с перспективой показать работу на большом экране – отсюда и иная компоновка кадра, и совсем другая глубина сцен, и желание сделать «помясистее» там, где обычный сериал стерилизует и вычищает «лишнее».
Поэтому демонстрация сериалов на большом экране – это не простая заливка копии на жесткий диск проектора, это проектирование, раскадровка и съемка с представлением о том, что зритель будет сидеть не в трех метрах от скромного телеящика, а в кресле перед огромным экраном, и видеть он должен то, что соответствует масштабу. И дело не только в обилии в сериалах крупных планов, недостаточного внимания к деталям или «скорострельности», режиссерам и операторам нужно особое чувство объема и понимание пропорций кадра на ТВ и в большом кино. Зато, когда найти баланс удается, сериал превращается в настоящую картину, вызывающую эмоции ничуть не менее мощные, чем грандиозная постановка стоимостью в десятки миллионов долларов. Остается только понадеяться, что режиссеры в будущем не станут надеяться только на волю случая, а сразу начнут работать на перспективу увидеть эпизоды своего сериала в кинотеатрах
1. Показы в кинотеатрах объединяют зрителей.
Но вернемся к зрителям, ведь все эти ухищрения адресованы исключительно потребителю (и лишь потом нацелены на прибыль, да?). Здесь тоже можно только порадоваться складывающейся тенденции ходить на телесериалы в кино – эта замечательная инициатива объединяет и сплачивает фанатов. Посмотрите, какие шоу устраивают из показов поклонники «Игры престолов», оцените, как бурно было встречено известие о демонстрации на большом экране специальной серии «Доктора Кто», вспомните, как встречали рождественский выпуск «Шерлока» любители британских загадок. Это, конечно, не совсем показы новых серий на большом экране, но ажиотаж от премьер эпизодов может быть ничуть не меньшим. Ведь телесериальное фанатское сообщество по определению разобщено – фанаты телешоу смотрят их дома, а не встречаются на стадионе, как болельщики, или на концертах, как меломаны.
Показы в кинотеатрах эпизодов популярных сериалов дают поклонникам возможность встретиться и плечом к плечу столкнуться с новыми приключениями любимых героев. Познакомиться, пообщаться до и после просмотра, подружиться и найти другие общие интересы – все это можно сделать в фойе кинотеатра, месте, предназначенном для обмена впечатлениями от увиденного. Даже премьерные эпизоды могут при правильном подходе сплачивать людей – организаторам и создателям нужно всего лишь понять, для кого они снимают и какой ждут от зрителей реакции. И благодарные сериаломаньяки не заставят себя ждать, шоу, показанные в кинотеатрах, по умолчанию будут оценены выше, получат лучшие отзывы и пышный «сарафан», ведь зерна упадут в подготовленную почву, жаждущую новых впечатлений.
Да, на пути у сериалов в кинотеатре много помех: денежная подпитка, пиратство, сложности оформления прокатных документов, но этот риск всегда будет высоко оценен. И если создатели нового русского ТВ и кино продолжат верить в себя и свои проекты, нас ждут еще неоднократные телепосиделки в кинозале. Без любимых диванов, без горячей кружки чая и кота под боком, но в понимающей компании и атмосфере таинства кинематографа. Разве плохо?