Давно не является секретом то, что военные видят в кинематографе не только угрозу, но и возможности влиять на неокрепшие умы будущих призывников и контрактников. Через патриотические военные фильмы, снимающиеся под патронажем Министерства обороны, военные пытаются достучаться до молодежи, привлечь ее под свои знамена и пополнить казармы.
Армия США и вовсе напрямую финансирует постановки, лопающиеся от обилия американских флагов, бравых военных, крушащих врага направо и налево. Но это чистая пропаганда, куда любопытнее поговорить о тех случаях, когда ЦРУ и Пентагон вмешивались в создание картин, снимаемых независимыми постановщиками на деньги студий и инвесторов. Что запрещают и что разрешают демонстрировать на экране военные и разведка? Легко ли контактировать с людьми в погонах и возможно ли их использовать втемную? Мы собрали несколько примеров того, как американские военные подключались к съемкам и наводили свои порядки. Потому что все должны ходить строем от забора и до обеда.боевик / война / драма / мелодрама
Режиссеры: Уильям Э. Уэллман, Гарри д’Аббади д’Арраст
В ролях: Клара Бау, Чарльз «Бадди» Роджерс, Ричард Арлен, Джобина Ролстон, Эл Брендел
Картина Уильяма Уэллмана «Крылья» вошла в историю сразу по нескольким причинам. Во-первых, это первый фильм, получивший «Оскар» в категории «лучший фильм». Во-вторых, это единственный немой фильм, отмеченный данной наградой (нет-нет, в «Артисте» Хазанавичуса в финале звучат слова). В-третьих, «Крыльях» одни из первых среди картин с широким прокатом продемонстрировали на экране обнаженное женское тело.
Наконец, для своего времени это была одна из самых грандиозных постановок, в которой было задействовано три сотни пилотов, четыре тысячи солдат и шесть самолетов молодых американских ВВС. Сотрудничество с армией требовало от режиссера некоторых уступок, но в данном случае коса нашла на камень – Уэллман во времена Первой мировой сам был боевым пилотом и в военных действиях понимал часто побольше приставленных к нему консультантов из Вооруженных сил. Пару раз конфликты едва не приводили к рукоприкладству, а «чертовы дураки» было самым мягким выражением, которым режиссер оценивал способности присланных ему в помощь командиров.Режиссер: Майкл Андерсон
В ролях: Эдмонд О'Брайен, Майкл Редгрейв, Ян Стерлинг, Дэвид Коссофф, Мервин Джонс
Сегодня об этом редко вспоминают, но после Второй мировой войны американское Центральное разведывательное управление и Вооруженные силы взяли на себя необычные обязанности – приобретение и сохранение культурных артефактов, воспевающих демократию и дающих жесткую оценку диктатурам. В 1950 году ЦРУ даже достались единоличные права на знаменитый роман-антиутопию Джорджа Оруэлла «1984», а потому первая экранизация книги, вышедшая на экраны в 1956 году, была не просто создана с разрешения генералов разведки и армии, но и под прямым их контролем. Оттого и вышел фильм несколько вольным и даже противоречащим оригиналу – в фильме, например, главный герой погибает в борьбе с Большим Братом. Наследники Оруэлла, кстати, позже одумались и изъяли картину из проката, посчитав неэтичным финансирование экранизации армией и разведкой, и долгое время фильм считался утерянным. Лишь в начале 2010-х лента снова «объявилась» и была выложена в Интернете в свободный доступ.