На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Film.ru

102 подписчика

Смогут ли «Сплит», «Прочь» и «Оно» изменить отношение Киноакадемии к хоррорам?

Последние месяцы года – традиционное время для выхода в прокат картин, претендующих на «Оскар» в самых престижных номинациях: «лучший фильм», «лучшие актеры», «лучший режиссер» и «лучший сценарий». Продюсеры и студии справедливо полагают, что академикам будет проще сделать нужный выбор, если фильм будет на слуху.

Это, впрочем, не означает, что ленты, вышедшие весной и летом, будут проигнорированы – их можно и нужно заявлять, о них следует напоминать, вокруг них стоит разворачивать дискуссию. Именно этим сейчас занялся Джейсон Блум, создатель и бессменный босс компании BlumHouse, производящей фильмы ужасов, – он полагает, что выпущенные его усилиями ленты «Сплит» и «Прочь» вполне могут претендовать не только на «технические» награды, но и на главные статуэтки, и слова его звучат вполне логично. Если к двум указанным лентам добавить еще и «Оно», главный кассовый сюрприз этого года, то картина складывается впечатляющая – хорроры буквально атакуют Киноакадемию. Возможно ли попадание этих картин в главные номинации? Случалось ли хоррорам получать призы за «лучший фильм»? Что мешает отмечать фильмы ужасов серьезными премиями? Ворошим прошлое и заглядываем в будущее вместе с вами.

Фильмы ужасов не пользуются большим признанием у высоколобых критиков, и это еще мягко сказано. Данный жанр многими просто игнорируется, ведущие аналитики и специалисты профильных киноизданий порой осознанно пропускают хорроры, выходящие в прокат, считая их низкосортным развлечением, в котором упор сделан на низменные инстинкты, где демонстрация крови или женских тел является самоцелью, где законы кинематографии теряют свою четкость, а азы работы с камерой, звуком и актерами просто уничтожаются. Отчасти это правда, хоррор всегда был самым доступным для энтузиастов и дебютантов жанром, сама суть которого порой заключается в правиле «Чем хуже, тем лучше» – отсюда трясущаяся ручная камера, кромешная тьма в кадре, дешевый грим и актеры-любители. Но это лишь одна сторона «ужасной» медали. На другой – вполне респектабельные и рассчитанные на массового зрителя картины, в которых страх является всего лишь фоном для других эмоций.

Упомянутый уже Джейсон Блум 2017 год может считать одним из самых удачных в своей карьере – спродюсированные им «Сплит» и «Прочь» и в прокате заработали неплохо и оценки критиков получили весьма высокие. Однако любой успех толкает на еще большие свершения, и вот Блум уже заговорил о том, что данные картины будут выдвинуты на соискание премии «Оскар», причем в самых престижных категориях, которые обычно облюбованы драмами и трагедиями. На волне этого ажиотажа засуетились и в штабе Warner Bros. – их «Оно» продолжает штурмовать кинотеатры по всему миру и уже установило кассовый рекорд для картин этого жанра. Почему бы не попытать счастья и в борьбе за «Оскар»?

Джейсон Блум

Джейсон Блум

Попытка – не пытка, но статистика пока говорит не в пользу хорроров. За всю историю «Оскара» как «лучший фильм» статуэтку получала только одна картина данного жанра – «Молчание ягнят», да и ту большинство специалистов относят скорее к криминальным триллерам, вынося ужасы далеко за скобки. Номинированы в главной категории также были безусловный внежанровый шедевр «Изгоняющий дьявола», классические ленты «Ребекка» и «Газовый свет» и куда более современные «Шестое чувство» и «Черный лебедь». Такие значимые для всего кинематографа «бриллианты», как «Сияние», «Психо», «Чужой», «Ребенок Розмари» или «Хэллоуин», на звание «лучшего фильма» даже не претендовали. Проигнорированы оказались и совсем недавние «Заклятие» и «Оно» (It Follows), хотя критика к ним отнеслась весьма благосклонно.

В чем же дело? Почему ужасы остаются нелюбимым чадом Голливуда? Кое-кто из академиков попытался подвести под игнор теорию: мол, хорроры традиционно снимаются со столь скромным бюджетом, что о какой-то художественно ценности таких фильмов нельзя говорить, а отсутствие в ленте актеров-звезд автоматически лишает картину шанса на статуэтку – ну что это за «лучший фильм», если в нем не играет ни лучший актер, ни лучшая актриса? Оба тезиса, кстати, в пух и прах разбиты «Лунным светом», получившим главный приз в этом году, – снят фильм за сущие копейки, а в его составе сколько-то известными можно назвать только Махершалу Али да Наоми Харрис, птиц не самого высокого полета.

Нет, дело, конечно не в деньгах и не в актерах. Просто от некоторых традиций Голливуд отказывается с очень большим трудом. Слишком долго хоррор считался пасынком, которого нельзя пускать в приличное общество, слишком далеко задвинули этот жанр маститые авторитеты, в то время как зрители и критики начали питать к нему интерес, академики просто отстали от жизни и утратили понимание в этой области кино. Хорроры не выдвигаются на «Оскар» просто потому, что они хорроры, – вот так банально выглядит сегодня эта проблема.

Кадр из фильма "Сплит"

Кадр из фильма "Сплит"

Ее-то и планирует разрешить Джейсон Блум, и бить он намеревается сразу с трех сторон. Его первой и основной ударной силой будет «Сплит» – во-первых, это фильм М. Найта Шьямалана, который однажды уже смог вывести свое «Шестое чувство» в «финал соревнований», а во-вторых, продюсер намерен сделать ставку на Джеймса МакЭвоя, который сыграл в фильме сразу девять ролей и вполне заслуживает поощрения. Вторым атакующим эшелоном идет «Прочь», который Блум, похоже, намерен продвигать в номинации «лучший режиссер» – для Джордана Пила это дебютная полнометражная работа, причем исполненная в непривычном жанре, чем не повод отметить новичка? А там можно замахнуться и на «лучший фильм». Наконец, Джейсон и сам входит в число «академиков» – он не просто заявил, что обязательно будет голосовать за свои проекты, Блум намерен провести целую кампанию популяризации хорроров среди коллег. Так победим!

Кадр из фильма "Прочь"

Кадр из фильма "Прочь"

Есть и еще одна причина верить в то, что перелом назрел и сюрпризы при оглашении номинантов более чем возможны: в результате скандала со «слишком белым “Оскаром”» в 2016-м Академия серьезно обновилась и получила существенный заряд на проведение реформ. Тут бы и сойтись двум стихиям – «ужастикам», набирающим все больший вес и авторитет, и «академикам», стремящимся разнообразить заскорузлую церемонию и привлечь к награде дополнительный интерес. «Оно», кстати, для этого годится лучше всего: кассовый фильм, который пришелся по вкусу и зрителям, и критикам, просто обязан получить номинацию за «лучший адаптированный сценарий», да и Билла Скарсгарда за роль второго плана можно было бы отметить. Этот вариант придал бы шоу красоты.

Кадр из фильма "Оно"

Кадр из фильма "Оно"

Получается, что «Оскар»-2018 может оказаться самым нестандартным и непредсказуемым за последние годы, остается лишь дождаться оглашения списка претендентов на награды. Но даже при самом печальном исходе отчаиваться не стоит – хорроры остаются популярным жанром, несмотря на засилье низкопробного самопала, а их зрители мало интересуются мнением каких-то анонимных «голосовальщиков», выбирающих из года в год на звание «лучшего фильма» скучнейшие драмы, не способные привлечь молодую аудиторию. Фильмы ужасов нуждаются в «Оскарах» ничуть не больше, чем Академия нуждается в хоррорах, но, согласитесь, их союз, пусть и временный, мог бы заметно оживить индустрию. Ведь мало что придает такое ускорение, какое дарят безумный клоун, шизофреник с оружием и старушка-гипнотизер.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх