Важное отличие кинематографа от, скажем, живописи заключается в том, что кино – искусство повествовательное. Фильм практически всегда рассказывает какую-то историю, даже если это всего лишь прибытие поезда или выход рабочих с фабрики, и это является важной частью диалога со зрителем – мы все так или иначе включаемся в действие на экране. Однако из любого правила есть исключения, и в кинотеатрах время от времени появляются картины, сюжет которых либо вообще не формулируется во внятную историю, либо укладывается в одно-два предложения, но эти ленты тем не менее завоевывают сердца зрителей необычными визуальными решениями, удивительными кадрами, обращающимися к той части разума, которой не нужно четко прописанное повествование, а достаточно лишь ощущений и чувств. Мы вспомнили сегодня несколько настолько красивых или необычно снятых фильмов, что отсутствие в них четкого сюжета многие даже не замечают.
драма / комедия / приключения
Режиссер: Жан-Люк Годар
В ролях: Мирей Дарк, Жан Янн, Жан-Пьер Кальфон, Карл Маркс, Ив Афонсо
С самого первого своего фильма Жан-Люк Годар демонстрировал отношение к кинематографу, несовместимое с традиционным, – его ленты глубоко индивидуальны, они не похожи ни на что, снятое ранее, а сам режиссер, кажется, шел на конфликты, нарушения и эксперименты, просто потому что мог. Зато его ленты стали подлинной классикой, способной рассказать о времени и людях лучше, чем хроника и мемуары. «Уик-энд» в ряду главных лент «Новой волны» стоит отдельно – настолько это нонконформистский и вызывающий фильм. Он начинается как вполне обычный детектив, но очень скоро превращается в сюрреалистический трип, через кровавые аварии и террористические акты, сквозь толпы людей и монстров вспарывающий саму ткань реальности. Свой фильм Годар заканчивает титром «Конец фильма. Конец кинематографа», но мы-то знаем, что на этом как раз все только начиналось.
Режиссер: Сергей Параджанов
В ролях: Софико Чиаурели, Мелкон Алекян, Вилен Галстян, Георгий Гегечкори, Авет Аветисян
В советском кино были свои визуалисты, правда, отношение кураторов культуры от власти к ним всегда было предвзятым и суровым. Особенно тяжело пришлось Сергею Параджанову – тонкого лирика, блестящего художника, необыкновенного философа не особенно чтили обыватели, а многие так и вовсе считали сумасшедшим лишь потому, что его кино не было похоже на привычные картины советских режиссеров. Взять хотя бы «Цвет граната» – никто и никогда не снимал раньше биографический фильм о поэте, не используя в кадре не просто стихов автора, но и слов вообще. «Цвет граната» – не кино, а движущаяся картина, полотно, на которое широкими уверенными мазками наносится линия судьбы ведущего персонажа. И даже самый далекий от поэзии зритель, глядя на буйство красок, на экспрессию света, может оценить талант не только режиссера, но и его героя. И ни слова больше.