На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Film.ru

102 подписчика

Рецензия на фильм "Это всего лишь конец света"

Много лет назад Луи покинул родной дом и семью, чтобы в столице стать успешным востребованным писателем. Но судьба оказалась к мужчине жестока – у Луи неизлечимая болезнь, дни его жизни сочтены. Писатель отправляется в поездку к родным, чтобы лично сообщить им трагическое известие, но погружение в атмосферу семьи, в которой за прошедшие 12 лет изменилось не так много, оказывается для мужчины слишком тяжелым.

Вместо оглашения собственной трагедии Луи впитывает обиды и раздражения, накопленные матерью, братом и сестрой за время его отсутствия.

Это всего лишь конец света (2016) / It's Only the End of the World

драма

Режиссер: Ксавье Долан
В ролях: Натали Бай, Венсан Кассель, Марион Котийяр, Леа Сейду, Гаспар Ульель

 

Уже несколько неловко в отношении Ксавье Долана употреблять эпитеты «вундеркинд», «молодое дарование» и «будущее авторского кино» – «мальчику» уже 27, за его плечами несколько весьма ярких актерских и режиссерских работ, так что от любых послаблений и поблажек, связанных с возрастом, давно стоит отказаться. Перед нами состоявшийся постановщик с узнаваемым взглядом на мир, с твердой рукой и горячим сердцем. Сейчас каждый новый фильм Долана – это уже не наивное восхищение в стиле «смотрите-ка, что мой малыш вылепил из пластилина», это полноценный вклад в мировое кино, и относиться к нему стоит соответственно.

И все же в случае с картиной «Это всего лишь конец света» нельзя не поразиться тому, как поразительно Долан чувствует возраст, время и опыт. Нет ничего удивительного в том, что матерые режиссеры снимают кино о детях или молодежи – в конце концов все мы были юны, в каждом остались ощущения легкости и безграничных перспектив, а на этой закваске можно снимать долго, много и успешно. Но чтобы в сравнительно юном возрасте говорить о тяжести прожитых лет, о житейской мудрости и тяготах, неизбежно сопровождающих долгую жизнь большой семьи, здесь нужен особый талант. Им как раз и обладает Долан. Пусть его Луи и не так стар, но остальные персонажи картины – это не просто герои, это прожитые жизни, каждая из которых как минимум длине жизни постановщика не уступает.

Можно возразить, что Долан взял за основу сценария известную пьесу, так что транслировать ему пришлось не собственный опыт и переживания. Но только посмотрите, как эта экранизация сделана. Постановщик ведь говорит со зрителями не только репликами героев, которые, кстати, Долан намеренно оставил неизменными, дословно переведя текст с бумаги на экран. Орудия режиссера – это свет, кадр, решение мизансцен, саундтрек, наконец. И в этих компонентах Долан великолепен. Его сверхкрупные планы, его закатные краски в финальной сцене, его кружащаяся в воздухе пыль, сквозь которую проглядывают нечеткие воспоминания героя о детстве и юности, бесподобны. Даже если бы герои при этом ничего не говорили, а фильм был немым, он говорил бы о многом, и достаточно глубоко.

Героев, кстати, и не назовешь многословными. Луи, несмотря на то что является «словесным эквилибристом», предпочитает молчать и впитывать эмоции других, остальные герои, за исключением ключевого для себя единичного монолога, ведут обычную непринужденную семейную беседу, с ссорами, подколами, даже руганью. Но позы, взгляды и молчание их говорят много больше, особенно в финальной сцене прощания, когда Луи покидает семью навсегда, недоговорив. С птичкой здесь Долан чуть перегибает, но в остальном сцена получилась одной из самых сильных в его карьере.

Разумеется, подобное кино не подходит для спонтанного просмотра, оно не подразумевает случайного похода в кинозал, не потерпит невнимательности и незаинтересованности. Как и многие постановки, основанные на компактных пьесах, «Конец света» выстроен очень плотно, в нем нет места долгим вздохам или отвлеченным размышлениям. Энергетикой фильм близок «Резне» Романа Полански или «Августу» Джона Уэллса, но в фильме Долана больше внутренних переживаний, чем внешних. Персонажи «Конца света» чаще глядят внутрь себя, а не вовне.

Многое можно было бы сказать и о том, что такое семья в современном мире. Являются ли эти люди самыми близкими для нас, во всем ли можно на них положиться? Защищены ли мы от их предательства, не разрушат ли они наших надежд? Должны ли и можем ли мы любить родных беззаветно, несмотря на их поступки и слова? Долан задает много вопросов, ответы на которые совсем не очевидны. Герой Гаспара Ульеля свои ответы получил. Хорошо, что жить с ними ему осталось совсем недолго.

Оценка 9/10.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх