Студии Marvel и Walt Disney не спешат снимать Скарлетт Йоханссон в сольном блокбастере о Черной Вдове, но актриса в этом особенно не нуждается. Ей с удовольствием поручают главные суперменские роли в фильмах других студий. Три года назад Люк Бессон снял ее в «Люси», а теперь Йоханссон сыграла киборга-суперагента в фантастическом блокбастере, который основан на знаменитом японском мультфильме 1995 года. Картина называется так же, как оригинал, – «Призрак в доспехах».
Мы не можем до выхода ленты в российский прокат раскрыть все ее тайны, но мы многое можем рассказать о футуристическом фильме о мире, в котором почти у всех людей есть кибернетические импланты и где совершенные с помощью роботов и киборгов преступления столь часты, что есть специальные организации, которые расследуют такие дела.
«Призрак в доспехах» 1995 года
Если бы постановщик исходного «Призрака в доспехах» Мамору Осии родился в США, он бы, вероятно, после университета стал кинорежиссером. Он мечтал об этой карьере во время учебы, штудировал фильмы Феллини, Бергмана, Годара, Тарковского и снимал короткометражные ленты. Но когда Осии в 1976 году получил диплом, он обнаружил, что японское кино в столь сложном положении, что найти там работу у него вряд ли получится. То было время, когда великий Акира Куросава пытался покончить с собой, потому что, несмотря на все свои прежние достижения, он не мог снимать фильмы, над которыми хотел работать.
Японская анимация, напротив, процветала. Она пошла в рост в годы Второй мировой войны, когда власти страны пытались сражаться с американцами на всех фронтах, включая фронт внутренней пропаганды. К сожалению для японских националистов, мультфильмы в стране тогда рисовали не лучше, чем делали танки, и превосходство Диснея и его коллег было очевидным.
Победить Walt Disney в прокате японские аниматоры не смогли и после войны, и в 1960-х временно японская анимация переориентировалась на телесериалы, преимущественно по мотивам популярных комиксов. В итоге японцам удалось создать самую разнообразную телеанимацию в мире. Назовите любой жанр, кроме порнографии, и вы сможете найти японские мультсериалы, нарисованные в этом жанре.
Осии начал карьеру как художник-раскадровщик, и он за считаные годы дослужился до режиссера. Это само по себе свидетельствовало о бурном развитии индустрии. Ведь обычно карьеры в Японии делаются десятилетиями, и даже талантливые люди порой доживают до седин, так и не дослужившись до ответственного поста. Осии же произвели в боссы, как только он показал свою творческую жилку.
Его первым значимым проектом был мультсериал «Несносные пришельцы», выходивший с 1981 по 1986 годы. Это был фантастический ситком, основанный на комиксах Румико Такахаси. Речь в «Пришельцах» шла о сексуально озабоченном и незадачливом старшекласснике, который случайно становится мужем инопланетной принцессы. Так как это предотвращает вторжение пришельцев, герой не может развестись, и он вынужденно вместе с супругой переживает абсурдные приключения.
«Пришельцы» были подчеркнуто комическим, фарсовым шоу, что Осии не очень нравилось. Он работал над сериалом, потому что ему за это платили, но мечтал о менее смешных и более содержательных и глубоких проектах.
Режиссер попробовал было самовыразиться в полнометражном мультфильме 1984 года «Несносные пришельцы 2: Прекрасная мечтательница», который был традиционным для японской анимации киноприложением к телепроекту (в то время как на Западе обычно создают телесериалы по мотивам киномультфильмов). Но лента с привкусом философии и с сюжетом, аналогичным будущему западному хиту «День сурка», была воспринята как оскорбление поклонников шоу. Они ждали одного, а получили другое, и их ярость была столь пылкой, что Осии отстранили от работы над «Пришельцами». Тем не менее сейчас «Прекрасную мечтательницу» причисляют к лучшим полнометражным мультфильмам, созданным за всю историю Японии.
Не сдавшись, Осии переключился на создание видеоанимации. Это было новое направление индустрии, и оно принципиально отличалось от телеанимации. Видеокассеты и диски в Японии стоили дороже, чем на Западе, и это позволяло окупать проекты при сравнительно низких продажах. Важно было, однако, создавать ленты, за которые «избранная публика» была готова выкладывать пачки иен. Это была чистой воды «анимация не для всех», и ее авторы должны были ориентироваться на вкусы старших подростков и взрослых зрителей, а не привычно работать для малышей и младших школьников. Ведь у тех не было денег на кассеты.