Маленький мексиканец Мигель обожает играть на гитаре, но никому в этом не признается. В его семье любая музыка запрещена с тех пор, как прапрадедушка Мигеля бросил жену и дочь ради эстрадной карьеры. Наконец, мальчик решает открыться семье и принять участие в музыкальном конкурсе в честь Дня мертвых – ежегодного мексиканского праздника, во время которого люди приходят на кладбища, чтобы почтить умерших родных. Но когда властная бабушка узнает, что у Мигеля есть гитара, она ломает инструмент. Тем временем мальчик по обрывку семейной фотографии определяет, что его прапрадедушка стал знаменитым музыкантом и актером Эрнесто де ла Крусом – погибшим во цвете лет кумиром Мигеля. Парнишка решает, что вправе позаимствовать для конкурса гитару Эрнесто, которая хранится в его склепе. Но когда Мигель крадет инструмент, он навлекает на себя проклятие и переносится в мир мертвых. Чтобы вернуться назад, мальчик должен найти прапрадедушку и получить его благословение.
анимация / детектив / комедия / мюзикл / приключения / семейный / фэнтези
Режиссеры: Ли Анкрич, Эдриэн Молина
В ролях: Энтони Гонсалес, Гаэль Гарсиа Берналь, Бенджамин Брэтт, Аланна Юбак, Рене Виктор
Анимационную суперстудию Pixar давно упрекают в том, что она, в отличие от своей «старшей сестры» Walt Disney Animation, рисует мультфильмы почти исключительно о белокожих героях – конечно, когда не создает ленты о роботах, рыбах или игрушках. Устав от политкорректной критики, Pixar решила выпустить самый мексиканский мультфильм, какой только можно создать.
«Тайна Коко» нарисована при активном участии американо-мексиканского сценариста, художника и режиссера Эдриана Молины, она в оригинале озвучена почти исключительно мексиканскими и американо-мексиканскими актерами, и она обыгрывает в сюжете почти все, чем известна Мексика. Проще перечислить, что «Тайна» не затрагивает – тако (лепешки с начинкой) и наркокартели. День мертвых, Фрида Кало, рестлинг в масках, текила, народная и авторская музыка, цветастые летающие ягуары, огромные промоины в земле, иммиграционный контроль, гротескный юмор, авторитарные бабушки, безволосые собаки ацтекской породы шолоицкуинтли… Если «Евгений Онегин» – это энциклопедия русской жизни, то «Тайну Коко» можно по праву назвать энциклопедией мексиканской жизни, повседневной и мифологической.
Как почти всегда у Pixar, их новая лента феерически красива и блокбастерно грандиозна. Большая часть действия развивается в загробном мире, и он выглядит столь завораживающе, что начинаешь задумываться, не стоит ли Мигелю остаться на том свете, среди удивительных существ и потрясающих городских панорам, вдохновленных древней и современной мексиканской архитектурой. Судя по тому какой предстает загробная Мексика, она куда беззаботнее и живописнее, чем захолустная Мексика, в которой Мигель должен ходить в школу и работать после уроков в семейной обувной мастерской. Впрочем, парнишка не из тех, кто пасует перед трудностями и выбирает легкий путь. Так что он даже не задумывается о том, чтобы не снимать проклятие и до срока присоединиться к умершей родне.
Сюжет «Тайны Коко» порой называют смесью «Рататуя» с «Унесенными призраками», но это несправедливо. Действительно, «Тайна» содержит схожие сюжетные идеи с двумя этими великолепными мультфильмами. Однако это иная история – не столько о взрослении и поиске своего места в жизни, сколько о конфликте между личными амбициями и семейной любовью. Прапрадедушка Мигеля бросил семью ради музыки, Мигель на грани аналогичного поступка, и лента настаивает, что так делать нельзя. Призвание очень важно, но семья важнее, причем не только для живых, но и для мертвых. В мире «Тайны» память близких поддерживает родню после смерти. Как только ушедших перестают чтить в День мертвых, они исчезают из загробного мира. Возможно, в никуда. Поэтому Мигель должен не просто настоять на своем, как Реми в «Рататуе», а воплотить мечту и одновременно примирить семью. Ему предстоит восстановить гармонию, которая разрушилась, когда его прапрадед ушел от жены и дочери.
Из-за того, каковы в «Тайные» семейные страсти и как они вплетаются в приключенческий сюжет, картина смотрится как мексиканская «мыльная опера» в сказочном антураже и с голливудским драйвом. Это одновременно плюс и минус, поскольку, с одной стороны, наделяет ленту «латинской» страстностью и сентиментальностью (в некоторые моменты трудно удержаться от слез), а с другой стороны, делает картину сравнительно поверхностной – не такой глубокой и тонкой, как лучшие творения Pixar. Конечно, было бы странно, если бы пропитанное Мексикой полотно удержалось от «мыльного» подхода к повествованию. Но ленты Pixar сильнее всего, когда копают в эмоциональную глубину и демонстрируют мудрость и оригинальность, а не полагаются на типичные для «мыла» полукарикатурные стереотипы, расхожую мораль и неправдоподобные сюжетные завихрения.
Поэтому «Тайна» немного расстраивает – но именно как произведение Pixar, от которого всегда ждешь большего, чем от его конкурентов, и которое судишь строже. Для общего уровня мировой анимации это замечательная лента – динамичная, зажигательная, остроумная, трогательная, музыкальная, с превосходной анимацией… И, повторим еще раз, исключительно красивая и грандиозная. Если вас и ваших детей хоть немного интересуют Мексика и мексиканские страсти (которые, впрочем, вполне универсальны), то вам стоит увидеть «Тайну». Правда, предварительно стоит почитать, кто такая Фрида Кало, поскольку в мультфильме это не объясняется, а для повествования ее земная жизнь значима.
Оценка 7/10.