На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Film.ru

102 подписчика

Пять соперников «Рая» на пути к «Оскару»

Своим «Серебряным львом» на недавно завершившемся в Венеции кинофестивале Андрей Кончаловский, с одной стороны, цунами обрушился на, казалось бы, устаканившееся болотце отечественного кино, а с другой – лишил Россию традиционной осенней забавы. Выбор фильма, который смог бы посоперничать с лидерами мирового кино на крохотном пятачке, выделенном Американской киноакадемией для картин на иностранном языке, происходит именно в конце сентября, но теперь у России есть почти стопроцентный кандидат, шоу с голосованиями и непременными скандалами теряет смысл.

Вполне логично предположить, что картина, отмеченная на одном из ведущих киносмотров, достойна путевки в Лос-Анджелес, но я предлагаю не капитулировать сразу и безоговорочно и рассмотреть шансы других претендентов. А заодно выяснить, какие требования выдвигает к картинам академия и чем остальной мир можно бить в цитадели нашего идеологического врага.

Милый Ханс, дорогой Петр (2015)

драма

Режиссер: Александр Миндадзе
В ролях: Якоб Диль, Биргит Минихмайр, Марк Вашке, Марк Хоземанн, Роза Хайруллина

 

Прямо скажу, шансы выдвинуться на американскую кинопремию у картины Александра Миндадзе нулевые, и тому существует сразу несколько причин, зато, изучая эти причины, можно разобраться в том, как действуют механизмы отбора картин на «Оскар». Во-первых, нужно разобраться в том, когда картина вышла на экраны. Оскаровский комитет-2017 требует, чтобы на соискание премии делегировались картины, чей прокат в кинотеатрах стартовал в промежутке между 1 октября 2015-го и 23 сентября 2016 года. Почему именно 23 сентября? Да потому, что лента должна получить до 1 октября 2016 года, когда окончится прием заявок, хотя бы неделю демонстрации хотя бы в одном кинозале. Формально «Милый Ханс, дорогой Петр» в нужный промежуток попадает – мировая премьера картины случилась 7 октября 2015 года, а в российских кинотеатрах фильм оказался и вовсе только весной 2016-го. Но проблема ленты Миндадзе в том, что на ММКФ ее демонстрировали еще летом прошлого года – не то чтобы это было запрещено, просто лента уже «пропустила» свой цикл и утратила определенную «свежесть». Другая проблема «Ханса и Петра» в языке картины. Как зрители, должно быть, помнят, фильм Миндадзе почти полностью снят на немецком языке. Сюжетно это необходимо, но формально это является загвоздкой, ведь комитет рекомендует выдвигать картины на родном для страны-претендентки языке. Перешагнуть это ограничение можно, но шансы даже на номинацию существенно уменьшаются (по этой причине, например, в номинации «фильм на иностранном языке» не может быть выдвинут «Хардкор» – он снят целиком на английском, – что не мешает картине Найшуллера претендовать на награды в технических разделах: за операторскую работу или монтаж). Наконец, третья причина, по которой «Милый Ханс, дорогой Петр» не сможет получить билет в Лос-Анджелес, – это определенные взгляды отечественных выборщиков. Тема и сюжет фильма Миндадзе слишком сильно выбиваются из той концепции истории, которая сегодня считается в стране единственно верной и возможной. Мы же не враги себе, очернять себя, подобно «Левиафану», больше не позволим. Какая такая совместная с немцами работа? Не было этого.

Про Любовь (2015)

комедия

Режиссер: Анна Меликян
В ролях: Рената Литвинова, Михаил Ефремов, Мария Шалаева, Василий Ракша, Юлия Снигирь

 

 

В случае с романтической комедией Анны Меликян, как и с «Милым Хансом», в первую очередь обращают на себя внимание даты премьер. «Про любовь» стартовала в прокате в декабре 2015 года, что позволительно регламентом киноакадемии, но фактически фильм впервые был показан еще в июне прошлого года на «Кинотавре» – не смертельно, но заставляет задуматься. Впрочем, это не главное препятствие на пути «Любви» к «Оскару». Комедия Меликян – кино прежде всего зрелищное и массовое, а это не слишком ценится ни нашими выборщиками, ни американскими академиками. Нет, разумеется, никаких жанровых или бюджетных препон никто ставить не будет – все мы помним успехи «Титаника», «Властелина Колец» или «Темного рыцаря», картин далеко не самых экзистенциальных и высокодуховных. Но некоторое негласное предубеждение против таких лент все-таки существует, и если в технических номинациях «Безумный Макс: Дорога ярости» или «Марсианин» могут свое взять, то в «песочницу для взрослых» их никто не пустит. И это мы говорим о картинах, которые вольны подавать заявки на присутствие в десятки категорий, тогда как российский участник «бьется насмерть» в единственной номинации. По той же причине не делают особенных телодвижений авторы и продюсеры «Экипажа». Кино это хоть и снискало определенную зрительскую любовь в России, за пределами нашей страны может впечатлить лишь масштабом спецэффектов, но не внутренним конфликтом или личностным ростом героев. А «Оскар» ценит именно катарсис и перерождение, которые зрители привыкли ожидать от скромных авторских высказываний, а не от IMAX-аттракционов. Не горит особенным желанием отправлять «Экипаж» и его продюсер Никита Михалков, человек, всегда заряженный на высшие награды. Значит, понимает негласные правила игры, значит, согласен уступить дорогу другим претендентам.

Дуэлянт (2016)

драма

Режиссер: Алексей Мизгирев
В ролях: Пётр Фёдоров, Владимир Машков, Юлия Хлынина, Франциска Петри, Мартин Вуттке

 

Казалось бы, к «Дуэлянту» Алексея Мизгирева нужно подходить с тем же мерилом, что и к лебедевскому «Экипажу», но, как и положено, у каждого из претендентов на высшие награды есть не только одинаковые проблемы, но и совершенно индивидуальные преимущества. Да, «Дуэлянт» – кино зрелищное, народное, приключенческое, его колоссальный производственный бюджет не окупить, если ориентироваться только на эстетов и любителей драмы. Но тут вступает в действие другое неписаное правило, которое часто определяет судьбу претендентов на путевку в Лос-Анджелес: «Везет тому, кто везет». Если Никита Михалков и Леонид Верещагин отказались от претензий «Экипажа» на благословление выборщиков (официально это, конечно, не объявлено, но вообразите, какой сейчас был бы шум, задумай Никита Сергеевич снова покорить Голливуд), то создатели «Дуэлянта» не просто проявляют активность, они сегодня атакуют потенциальных американских прокатчиков так, словно их фильм уже получил заветную статуэтку. Продюсер Александр Роднянский и режиссер Алексей Мизгирев несколько дней провели в Торонто, где на одном из самых известных кинофестивалей был впервые представлено публике их фильм, они активно ищут способы реализовать картину по всему миру, они бьются за каждый сантиметр экрана и каждого зрителя в зале. Конечно, активность Роднянского мало что может сказать о художественных качествах картины, которую российским зрителям предстоит увидеть только через полмесяца, но опыт, полученный им с «Левиафаном», не должен пропасть втуне, этот человек умеет продвигать свои работы так далеко, как многим и не снилось. Кстати, о сроках проката, которые мы обсудили в самом начале. Не стоит опасаться, что «Дуэлянт» «пролетит» мимо выдвижения из-за того, что его зрители увидят лишь в последний день сентября. Подобная проблема решается легко – фильм просто ставится без всякой рекламы в прокатную сетку какого-нибудь элитного кинотеатра, так, чтобы об этом не узнал простой зритель (кинотеатр «Москва» с его вип-залами и вип-ценами очень подходит), и нарабатывает свою неделю проката. Ровно так Роднянский уже поступил с «Левиафаном», секретно продемонстрированным в скромном питерском кинотеатре за неделю до выдвижения, и все у фильма получилось. «Дуэлянт» «Левиафану» в желании победить совершенно точно не уступает.

Зоология (2016)

драма / фантастика

Режиссер: Иван И. Твердовский
В ролях: Маша Токарева, Александр Горчилин, Наталья Павленкова, Дмитрий Грошев, Александр Нехороших

 

О новом фильме Ивана Твердовского «Зоология» пока слышны только самые лестные отзывы. В России картину показали пока лишь на «Кинотавре», но «Зоология» уже успела отметиться в Карловых Варах на кинофестивале с весьма высоким статусом, в конкурсной программе польских «Новых горизонтов» и в том же Торонто, где начало сентября собирает вместе производителей и прокатчиков всего самого интересного, что зритель увидит в будущем году. Отмахнемся от того, что Твердовский пока не запустил фильм в широкий прокат, мы уже знаем, что этот вопрос решается при большом желании и небольшом количестве нужных связей, и посмотрим на другую сторону вопроса – а влияют ли на мнение академиков успехи (или неудачи) конкурсных картин на международных кинофестивалях. Однозначного ответа здесь нет. Разумеется, мимо глаз уважающих себя киноспециалистов не проходят ленты, побеждающие в Каннах, Берлине и Венеции, есть в академии и те, кто следит за менее именитыми фестивалями и смотрами, но гарантировать победу или даже номинацию картины на приз за «лучший фильм на иностранном языке» они не могут. Почти стопроцентно в число номинантов попадает триумфатор Канн, с большой долей вероятности в пятерку претендентов попадет победитель Берлина, Венецию академия традиционно недолюбливает, но и обладатели «Золотого льва» часто выходят в финал. А вот остальные фестивали для академии не имеют никакого значения. Что говорить об участии «Зоологии» в Лондонском киносмотре в октябре, когда даже обладатель «Золотого глобуса» легко может пролететь мимо «Оскара» («Левиафан» соврать не даст)? Все это говорит лишь об одном: предыдущие заслуги – не панацея, бороться нужно здесь и сейчас. Другое дело, что Иван Твердовский – постановщик молодой, у него впереди целая жизнь, и сейчас он только набивает шишки на пути к большим свершениям. Однако отправка «Зоологии» в Лос-Анджелес была бы неплохим экспериментом: новое имя, новый язык, новая реальность – жаль, что отечественная выборная комиссия слишком пуглива и осторожна, чтобы так подставляться.

Ученик (2016)

драма

Режиссер: Кирилл Серебренников
В ролях: Юлия Ауг, Виктория Исакова, Петр Скворцов, Александра Ревенко, Александр Горчилин

 

До триумфа (а «Серебряный лев» – безусловно, большая победа отечественного кино) Кончаловского в Венеции наиболее перспективным кандидатом на отправку в Лос-Анджелес казался «Ученик» Кирилла Серебренникова. Впрочем, как и положено подлинному искусству, выбор этот не был однозначным, но порождал такие бури дискуссий, что впору было дать этой ленте приз «Скандал года». И это объяснимо – спорная тема влияния религии на неокрепшие подростковые умы, моральные конфликты и эмоциональные противостояния ярких характеров – такое кино не оставляет равнодушным, а заставляет обсуждать затронутые вопросы снова и снова. В выборе «Ученика» в качестве российского представителя на «Оскаре» есть свой большой резон – лента актуальна не только для прихлопнутой пыльным поповством России, но и для Европы, которая никак не решит, кто в ее проблемах виноват больше, мигранты или власти, и Америки, которая в слове «ислам» слышит только угрозу жизни. В основе сценария фильма лежит успешно идущая по всему миру пьеса, актеры играют феноменально, фирменный стиль Серебреникова не позволяет спутать его работу ни с чьей чужой, призовой дуплет Канн – все так и кричит: «Вот он, наш шанс! Вот то кино, что способно покорить не только Европу, но и Штаты!» Однако хватило бы нашим «оскароборцам» во главе с Владимиром Меньшовым смелости делегировать в Америку Серебренникова, скорее всего останется вопросом, повисшим в воздухе. Куда более привычный отечественному глазу, заметно более влиятельный и именитый Андрей Кончаловский перехватил знамя российских побед у «Ученика». Кому сейчас есть дело до мая с его особыми каннскими взглядами? Вот наш рулевой! Вот наш билет в «Рай»! У оскаровских выборщиков и Министерства культуры появилась возможность выдохнуть и, не пачкая рук, аккуратно вывести Серебренникова за скобки в обмен на Кончаловского. Волки будут сыты, а овцы… Да кто их спрашивает в таком щепетильном и архиважном вопросе, как представительство России на мировой арене?

Нет, окончательные итоги подводить рано. Все вышеуказанное – лишь мнение автора, однако поверить в то, что Владимир Меньшов и компания проявят несвойственные им энтузиазм и тягу к авантюризму, крайне сложно. Но и посыпать голову пеплом не стоит. Автор этих строк считает, что «Оскар» никак не может и не должен быть самоцелью. Куда важнее то, что наше кино по-прежнему способно добиваться высоких наград в мире, оно пользуется спросом на самых престижных киносмотрах, наших самых интересных авторов знают и ценят во всех уголках планеты. А «Оскар»? «Оскар» всего лишь шоу, всего лишь символ, который некоторым не дает спать. Хороший стимул, но не единственный, и отрадно, что это понимает большинство российских режиссеров и продюсеров.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх