Такова человеческая природа – нам все нужно систематизировать, разделять по видам, сортам и качествам, всему выдать ярлык, все увешать метками. Однако природа всегда гораздо изобретательнее и непредсказуемее человека, упаковать все в отдельные ящики не получится никогда. Что говорить, если даже на мужское и женское мы не все можем разделить. Даже в кино, где лучшие картины о представительницах слабого пола снимают отнюдь не женщины-режиссеры, а мужчины, порой страшно далекие от представлений обывателя о женственности. У некоторых постановщиков отличные ленты о женщинах – не разовое «происшествие», а фирменный стиль. Мы вспомнили десять постановщиков, чья «внутренняя женщина» порой оказывается сильнее мужской режиссерской природы.
Вуди Аллен
Если из фильмов Вуди Аллена убрать персонаж, которого играет он сам, либо вывести за скобки сюжета героя, напоминающего режиссера повадками и речью, то практически каждая картина знаменитого американца станет чисто женской. И число им – легион! Личная жизнь Аллена многократно подвергалась жестоким испытаниям, и женщины в ней всегда занимали место, которое болезненно отражалось на отношениях режиссера с обществом, однако это не мешает старику Вуди продолжать творить свое кино и в каждом радовать блистательным женским образом. Миа Ферроу и Саманта Мортон, Дайан Китон и Эллен Пейдж, Эмма Стоун и Скарлетт Йоханссон, Хелен Хант и Кейт Бланшетт – легче вспомнить актрис, которые еще не были «соблазнены» Алленом. Лучший же его фильм о женщине и для женщин выбрать и вовсе невозможно – мы просто остановимся на «Жасмин», чтобы не ломать голову.
Педро Альмодовар
Освобожденная от многолетней диктатуры Испания в 1980-х стала островком свободы в несколько задремавшей на тот момент Европе: интеллектуальное, идеологическое и сексуальное возрождение привело здесь к всплеску интереса к кино. Педро Альмодовара сложно назвать массовым режиссером, его героини немного не похожи на обычных женщин, все они сломлены, унижены, едва ли не буквально изуродованы, но постановщик таких лент, как «Все о моей матери», «Поговори с ней», «Возвращение», не зацикливается на внешнем. Женщина для него – стихия, способная принять любую форму. Двигающийся против течения и ломающий догмы Альмодовар и сегодня в отличной форме – «Джульетта» блистательно подтверждает это.