Весна 2013 года. Российские власти находятся на финишной прямой в переговорах с Китаем о долгосрочном газовом контракте стоимостью в миллиарды долларов. Союз двух могущественных держав не дает покоя ЦРУ, и американская разведка запускает план обрушения стабильности в России по аналогии с уже свершившимися переворотами в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Для выполнения приказов из Лэнгли в Москве «расконсервируются» «спящие» агенты – предатели, находящиеся на разных уровнях власти, имеющие доступ к оружию и средствам массовой информации. Американцами задумана хитрая многоходовая комбинация, призванная опорочить спецслужбы России, обвинить власть в коррупции, провести массовую информационную атаку, вывести людей на улицы и устроить «Майдан». Но на Лубянке работают опытные специалисты, готовые к любому повороту в стране, здесь полковник ФСБ Родионов возглавляет специальную группу по противодействию «экспорту оранжевых революций»…
Режиссер: Юрий Быков
В ролях: Игорь Петренко, Наталья Рогожкина, Дмитрий Ульянов, Фёдор Бондарчук, Юрий Беляев
Редкий отечественный телепроект получает столь большой резонанс в обществе, каким оказался отмечен новый проект Первого канала «Спящие», продукт совместного творчества Министерства культуры РФ, продюсера Федора Бондарчука, сценариста Сергея Минаева и режиссера Юрия Быкова. Последнему досталось более других – зрители, посчитавшие теледраму конъюнктурной поделкой, ополчились на Быкова, снимавшего ранее остросоциальное кино, вроде «Майора» и «Дурака», с обвинениями в предательстве либеральных идей, а тот дал слабину и зачем-то повинился в содеянном. В результате обсуждение художественных качеств восьмисерийного триллера вылилось в травлю режиссера, а споры перешли в плоскости, далекие от творчества.
Между тем «Спящие» заслуживают того, чтобы о них говорили с позиций жанровых, технических, смысловых, творческих – сериал ведь состоит не только из лобовых лозунгов и патриотических клише, в нем собран большой актерский коллектив, у проекта приличный бюджет и внушительная база. Поэтому стоит немного отвлечься от того, кто на какой из сторон виртуальных баррикад ведет свою непримиримую, но невидимую борьбу, и взглянуть на «Спящих» незамутненным взглядом зрителя, хорошо пропитанного несколькими сезонами «Американцев», «Родины» и прочих качественных политических триллеров.
И на этом месте приходится сразу ставить «неуд» сценаристу. Сергей Минаев, чье имя ассоциируется прежде всего с дилогией «Духless», хотя справедливости ради стоит отметить, что кино от романов страшно далеко, писатель не самый сильный и пишущий реакционно – он ловок «задней мыслью», ему удается оседлать идущую на спад волну и выдать себя за автора, который эту волну поднял. Так было с «Повестью о ненастоящем человеке», в этой же манере работают «Спящие» – сериал рассказывает о событиях четырехлетней давности с позиций сегодняшних, во многом отличающихся от реальностей 2013-го. Уже на этом «Спящие» дают сильный крен – сериал впадает в истерику там, где даже сегодня все спокойно, нагнетает в сферах, о которых тогда никто и не думал, проецирует сегодняшний день на вчерашние тени.
Однако неловкий антураж 2013-го был бы принят спокойно, сумей создатели сделать действительно крепкий триллер. Увы, с напряжением у «Спящих» все скверно. Конечно, герои как-то напрягаются, причем напрягаются так сильно, что выпивают по бокалу виски каждые три-пять минут экранного времени, но динамики это не добавляет. Больше того, сюжет двигается исключительно сторонними «пинками», сами «защитники отечества» с кислыми лицами листают соцсети да «очищают картинку», добывая номера автомобилей давно высмеянными методами. Что уж говорить, если на подрывника, готовящегося взорвать бомбу в Москве, «пинкертоны» выходят только благодаря бдительному владельцу ларька с детскими игрушками. Настоящего драйва, адреналина и энергии сериалу не хватает настолько отчаянно, что даже погоня за «оборотнем в погонах» выглядит подростковой покатушкой на папиных машинах, которые упаси бог поцарапать.
Впрочем, и отсутствие суеты в кадре можно было бы простить, будь хоть один герой или злодей «Спящих» колоритным, харизматичным персонажем, хватающим зрителя за горло. Нет, персонажи в проекте не отличаются основательной проработкой и серьезным воплощением, скорее кадр наполняют шаблоны, взятые с карикатур, из фельетонов и прямолинейных пародий. «Ну тупые» американцы в «Спящих» отчего-то постоянно едят, журналисты-правозащитники не выходят из бара и вдохновляются исключительно деньгами, бравые «чекисты» защищают Родину 24 часа в сутки, невзирая на скрежещущие карданы старых авто и постоянный прессинг начальства, высокие кабинеты украшены портретами Дзержинского и Андропова – все это выглядит клюквой, какую обычно собирают в Голливуде, но никак не патриотическим проектом, гордостью главного канала страны.
И даже внутренние конфликты между героями в «Спящих» не выдерживают никакой критики. Не станем разбирать претензии к своей стране «предателей» и «пятой колонны», а попробуем посмотреть без слез на взаимоотношения внутри треугольника Андрей – Кира – Иван. Ведь это же откровенная халтура, герои не стыкуются друг с другом совершенно, они словно пришли из разных фильмов или из анекдотов про «встретились как-то русский, немец и француз». Полтора десятка лет в браке, но супруги словно видят друг друга впервые. Бывшие друзья не имеют ни единой темы для разговора, кроме политики. Расставшиеся возлюбленные ковыряют давние «болячки», чтобы убедиться в ошибках молодости. Грустно за этим наблюдать, мучаются и авторы, и актеры, и зрители.
Можно найти оправдание всему, что появляется сегодня на экранах телевизора: от ток-шоу, разбирающих подростковый секс, до программ, популяризирующих теорию плоской земли, – рейтинги и деньги давно заменили смысл и чувство вкуса. В этой парадигме «Спящие» – не самый худший продукт, в сериале сильные мужики из органов «нагибают» «либерастов» и грозят «Кузькиной матерью» «пиндосам», не забывая при необходимости и без наркотики подбрасывать подозреваемым и врываться в квартиры и офисы бойцами отрядов специального назначения в полной экипировке и при оружии. Это хорошо коррелирует с ключевыми словами героя Игоря Петренко, измученного стоянием на защите стабильности: «Мы забрали страну себе и будем обороняться». Любыми способами, даже такими убогими и далекими от настоящего творчества. Только смотреть на эту оборону нет никаких сил, остается только заснуть до нового сигнала из Лэнгли.
Оценка 4/10.