Конец XIX века. Тяжело переживающая потерю родителей юная Изабель Портер под влиянием давнего друга семьи отправляется поправить душевное здоровье в недавно открывшуюся женскую клинику Роузвуд, собравшую под своей крышей лучших и наиболее перспективных докторов. Доктора убеждают Изабель, что ее стремление к независимости и равноправию в мужском обществе – тяжелый недуг, излечить который можно только с помощью экспериментальных методов местного исследовательского института, и девушка отдает себя в руки эскулапов. Вот только лечение оказывается совсем не таким, какого ожидает «больная», девушки в специальном отделении подвергаются гипнозу и медикаментозным пыткам. И все это для того, чтобы члены мистического ордена, скрывающегося под вывеской клиники, могли проводить свои дьявольские ритуалы.
Институт Роузвуд (2017) / The Institute
Режиссеры: Джеймс Франко, Памела Романовски
В ролях: Джеймс Франко, Элли Галлерани, Тим Блэйк Нельсон, Лори Сингер, Винсент Алвас
Больницы – не то, чем кажутся. Устройство человеческой жизни таково, что индивидууму нередко приходится отдавать себя в чужие руки, полагаться на чужие знания и доверять чужому экспертному мнению, но только в больницах, клиниках и восстановительных учреждениях человек вынужден не просто переуступить себя рукам врачей, в распоряжении докторов оказывается здоровье и даже жизнь больного, вынужденного смиренно ждать своей участи. Кинематограф черпает из этого страха вдохновение уже более ста лет, достаточно сказать, что один из наиболее знаковых фильмов жанра хоррор эпохи немого кино «Кабинет доктора Калигари» рассказывает именно о пациентах клиники душевнобольных. А уж точное число хорроров и триллеров о врачах и больных невозможно подсчитать.
Выделиться в таком сонме картин непросто, авторам новых лент о зловещих закрытых лечебных заведениях или врачах-маньяках приходится изобретать новые сюжетные ходы, уповать на актерское мастерство или, как в случае с недавним «Лекарством от здоровья», уповать на то, что за визуальной красотой кадра зритель не заметит сценарной пустоты и раздутого до неприличия хронометража. Лента «Институт Роузвуд» режиссерского тандема, состоящего из Джеймса Франко и Памелы Романовски, тоже пытается выглядеть оригинально, однако понимание того, что перед нами очередная посредственная спекуляция на тему неуклюжих сатанинских ритуалов, к опытному зрителю приходит очень быстро – «Институт», похоже, и не пытается скрыть свои слабости.
Сценаристы картины Адам и Мэтт Рэйджер вместе с парой режиссеров, кажется, посчитали, что в мире выросло поколение молодых людей, никогда не слышавших о классических ужастиках компании Hummer Film, с трудом отличающих XVIII век от века XIX, а Эдгара Алана По считающих самым младшим участником квартета «Телепузиков». Ничем иным наивное решение снять фильм, состоящий из стольких клише и штампов, объяснить нельзя – до последнего кадра хочется надеяться на то, что лента сделает какой-то постмодерновый кувырок через голову, но нет, «Институт» для своего жанра и времени излишне академичен, прямолинеен и как-то безыскусен – предсказуемость сюжета в нем такова, что становится даже как-то неловко за создателей.
Да, здесь обязательно будут нечеловеческие опыты, как и положено любому хоррору про психушки, тут будут сцены вскрытия черепов несчастных больных; раз уж речь идет о ритуалах, то не обойдется без мужчин в масках козлов и оленей, сопровождаемых обнаженными женщинами, а каноны романов и рассказов По непременно требуют показать топор-маятник, взрезающий плоть; даже зловещий горбун, согнутый пополам, но видящий побольше других, есть. Все это присутствует, нет другого – нет ничего, что хоть как-то увлекало бы зрителя. Нет у «Института» ни сколько-то любопытного оригинального сюжета, нет лихих поворотов, заставляющих поверить в то, что сценаристы свой скрипт выстрадали, а не состряпали из кусочков чужих текстов, нет даже каких-то действительно пугающих сцен.
«Институт» вообще часто напоминает фарс, появление в кадре персонажа Джеймса Франко, доктора с комичными усишками и нелепой прической, каждый раз вызывает смешок. Остальные обитатели клиники столь же вычурны и нелепы – от персонала в лице Эрика Робертса и Тима Блэйка Нельсона до пациентов. Так и ожидаешь, что в конце все это окажется глупым розыгрышем или восстанием психов, аналогичным сюжету «Обители проклятых» по рассказу того же По. Увы, ожидания эти бессмысленны – «Институт» пуст, как использованный пузырек от лекарств.
Изо всех сил нам хотелось бы притянуть к рецензии хотя бы размышления о феминизме и эмансипации, которые в какой-то мере движут главной героиней, не желающей подчиняться мужскому обществу, но скорее это у авторов получилось случайно. Акценты на независимости Изабель сделаны слабые, а финал говорит о том, что все ее стремления оказались пустыми – так что и второе дно у «Института» искать не стоит. Просто впишем этот фильм в список просмотренного и благополучно забудем, как, например, и остальные двести фильмов, в которых Эрик Робертс снялся за последние три года…
Оценка 4/10.