В начале XI века европейский наемник Уильям (Мэтт Деймон) и его немногочисленные спутники добираются до Китая, чтобы выведать секрет пороха. Когда пришельцев с Запада арестовывают китайские войска, Уильям попадает на Великую Китайскую стену и узнает, что она построена отнюдь не для защиты от пустынных кочевников. Иноземцу рассказывают, что китайская армия на протяжении многих столетий отбивает атаки полчищ ящерообразных инопланетных монстров, которые нападают каждые 60 лет. Если чудовища прорвутся сквозь укрепления стены, то весь мир окажется под угрозой. Оборона Китая тщательно спланирована и отрепетирована, но и монстры с каждым разом действуют все жестче и хитрее, и солдатам нужна помощь каждого, кто может держать оружие. Другие европейцы хотят воспользоваться неразберихой и сбежать с порохом, но Уильям проникается миссией китайских воинов. Впервые в жизни он сражается не ради еды и денег, а ради спасения человечества.
Великая Стена (2016) / The Great Wall
боевик / приключения / триллер / фэнтези
Режиссер: Чжан Имоу
В ролях: Мэтт Дэймон, Педро Паскаль, Уиллем Дефо, Тянь Цзин, Энди Лау
Китайский мэтр режиссуры Чжан Имоу известен как мастер проникновенных драм. Даже когда он снимает грандиозные, сверхдорогие по китайским меркам ленты вроде исторического боевика «Герой» или придворной драмы «Проклятие золотого цветка», человеческие страсти стоят для него на первом месте, и эпическое зрелище лишь их обрамляет, не превращаясь в самоцельную красоту.
К сожалению, первая голливудская картина Чжана Имоу («Великая стена» совместно снята китайцами и американцами по западному сценарию) устроена иначе. Хотя постановщик и в этой ленте пытается придать событиям психологическое измерение, привычный трюк у него не получается, и «Великая стена» оказывается всего лишь «фильмом о монстрах» для младших подростков. Точнее, для тех зрителей, кому не нужно от блокбастера ничего, кроме героических воинов, меряющихся своим героизмом и крошащих в капусту кошмарных существ навроде Чужих, с которыми невозможно договориться. В фильме даже нет романтической линии, поскольку все мысли персонажей посвящены военной тактике и стратегии. В этом смысле «Великая стена» очень похожа на «28 панфиловцев», и она тоже проникнута уважением к предкам.
Конечно, залихватские фильмы об уничтожении монстров имеют полное право на существование, но они нуждаются в более интересных главных героях, чем Уильям, который занятен исключительно своим умением стрелять из лука. Чжану Имоу нужно было либо взять на эту роль более колоритного западного актера вроде Вина Дизеля или Дуэйна Джонсона, либо потребовать от сценаристов, чтобы они сочинили яркого и запоминающегося, а не просто привлекательного и мужественного героя. Возможно, китайцы не хотели, чтобы западный герой затмил восточных персонажей, но в этом случае красавицу-генерала Лин, которая служит вторым по значению персонажем ленты, нужно было сделать не столь картонно «правильной». Или, по крайней мере, найти менее деревянную актрису, чем пекинская звезда Цзин Тянь.
Что касается военного экшена картины, то он оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, бои в фильме по-голливудски и по-китайски эпичны, с участием легионов солдат и монстров и с применением всевозможных военных приспособлений, от метательных машин до воздушных шаров. На радость тем, кто жалуется на заросших грязью воинов в российских исторических лентах, солдаты и офицеры в «Великой стене» чисты и ухожены, в сияющих разноцветных доспехах. Почти каждый солдат отлично знает свой маневр и доблестно погибает за отечество и человечество, а генералы не тупо командуют «Вперед!», а совещаются с мудрым знатоком монстров в исполнении Энди Лау и подстраивают свою стратегию под поведение чудищ и научные знания.
Как уже говорилось, одной из задач картины было прославить средневековых китайцев, и Чжан Имоу делает это, сопоставляя соплеменников с европейцами – индивидуально сильными воинами, которые не имеют ни мотивации, ни организации, ни моральных ценностей китайских военных. Уильям становится героем лишь тогда, когда вливается в коллектив – любимый мотив социалистического кинематографа.
С другой стороны, военная логика в фильме хромает на обе ноги, и если начать всерьез разбирать экранную стратегию, то картина развалится как карточный домик. Так, например, какого черта китайская армия десятилетиями выжидает, пока монстры не соберутся с силами для новой атаки, а не контратакует на плечах отступающих чудищ, чтобы раз и навсегда разрушить их горное гнездо? И почему китайцы используют порох как «оружие последней надежды», а не применяют его в самом начале многодневной битвы, когда противник наиболее силен и когда взрывчатка может причинить наибольший урон, взорвавшись в гуще монстров?
Поэтому «Великую стену» лучше всего показывать десятилеткам и тем, кто может смотреть кино восторженными глазами маленького мальчика. Лишь в этом случае зритель по достоинству оценит спецэффектные и операторские красоты ленты и не заметит ее сценарные и актерские недостатки, а также вторичность «Великой стены» по отношению к множеству других картин, где герои тоже пытаются уничтожить королеву-матку, чтобы остановить монстров с «роевым сознанием».
Оценка 6/10.