На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Film.ru

102 подписчика

Любимое кино. Догма

Мировое кино подарило нам множество ярких и незабываемых фильмов, на которых мы выросли. В этой рубрике мы вспоминаем знаменитые картины прошлых лет и рассказываем о них все, что вы только хотели узнать.

Американский режиссер Кевин Смит прославился как создатель занятных, но не амбициозных лент, посвященных частным проблемам рядовых жителей Нью-Джерси.

Однако его четвертым фильмом была постановка вселенского размаха – задорная и заставляющая задуматься комедия об ангелах, апостоле, пророках и даже о Боге в человеческом облике. Эта уникальная картина, ставшая культовым хитом, вышла в 1999 году. Она называлась «Догма».

Когда Кевин Смит учился в школе, у него было множество увлечений, начиная с комиксов и заканчивая хоккеем. В основном это были обычные хобби для американского мальчишки. Но было среди его увлечений занятие, которое в наши дни встречается нечасто. Маленький Кевин живо интересовался христианством.

На первый взгляд, это было естественно. Смиты были религиозной семьей, и Кевин учился в католической школе, где преподавали монахини. Но Смиту мало было заучивать то, что требовала запомнить программа и что нужно было знать, чтобы не выбиваться из рутинной религиозной жизни. Кевин «копал» глубже – штудировал Жития святых, читал не включенные в Библию Евангелия (то есть древние сочинения о жизни Христа, которые официально считаются недостоверными и еретическими), изучал истоки веры и ее эволюцию.

Постепенно у него в душе вызревало его личное представление об Иисусе и христианстве, тесно связанное с католическими догматами, но во многом им противоречащее. К концу школы и позднее, в студенческие годы, Смит решил, что его Церковь слишком сосредоточена на грехе и наказании грешников и что она недостаточно внимания уделяет проповеди христианства как религии радости и спасения, гуманизма и любви. При этом ему очень нравилась грандиозная католическая мифология с многоуровневой иерархией ангелов и прочими составляющими горнего мира. И он полагал, что эту мифологию стоит отразить на экране в эпическом фильме, который одновременно развлечет зрителей и предложит им новую интерпретацию католичества. Смиту хотелось наполнить свежей, современной энергией конфессию, которую многие в наши дни считают затхлой и отжившей свое.

Кадр из фильма «Догма»

Кадр из фильма «Догма»

Впервые Смит всерьез задумался о создании фильма под названием «Догма» в 1994 году. Ему было 23 года, и он как раз выпустил свою первую картину «Клерки» – полулюбительскую комическую постановку, которую Смит оплатил из собственного кармана. Несмотря на скромность проекта, «Клерки» многим понравились, и после успеха картины на фестивале независимого кино «Сандэнс» глава студии Miramax Харви Вайнштейн (тогда еще не ославленный на весь мир насильник) привез «Клерков» и их создателя на Каннский кинофестиваль. Картина получила там два приза, и это помогло ей с прокатом, но, кажется, главным событием для Смита в Каннах стала премьера «Криминального чтива» Квентина Тарантино.

«Чтиво» ошеломило и потрясло Смита, и оно его вдохновило. Режиссер увидел бесстрашное кино, органично смешивающее комичные, драматичные и безумные моменты. Смит немедленно позаимствовал у Тарантино эту смелость и, вооружившись ею, сочинил первую редакцию «Догмы» – сценарий, в котором действовали ангелы, демоны и другие сверхъестественные существа и в котором ключевые вопросы бытия обсуждались в типичной для Смита юморной манере. Заглавие было, разумеется, глубоко ироничным, поскольку лента была направлена против нудного догматизма.

В то время, впрочем, это был слишком амбициозный проект для Смита, который только начал осваивать профессию режиссера. Молодой постановщик не хотел испортить очень важную для него картину своей неопытностью, и он отложил «Догму» в долгий ящик. Вместо «божественной комедии» режиссер сперва снял молодежную комедию «Лоботрясы», которая была принята куда хуже, чем «Клерки», а затем поставил романтическую трагикомедию «В погоне за Эми», которая до сих пор считается самой сильной лентой Смита. Снятая за 250 тысяч долларов, «В погоне за Эми» принесла в прокате 12 миллионов долларов, и воодушевленный этим успехом Смит счел, что пора приступать к «Догме», которая к тому времени была переработана как мистическая приключенческая комедия.

Когда Смиту было 11 лет, его католический приход праздновал свое столетие. В честь этого торжества Папа Римский объявил, что в день юбилея любой, кто войдет в приходской храм, не будет в загробной жизни наказан за грехи, в которых он ранее раскаялся на исповеди (в католицизме считается, что исповедание греха не отменяет загробного наказания). Это так называемая «индульгенция», которую часто неверно понимают как полное прощение всех грехов, исповеданных и неисповеданных. Маленький Кевин был очень впечатлен тем, что сам Папа Римский отметил церковь его города. Поэтому годы спустя он сделал индульгенцию основой сюжета «Догмы».

Кадр из фильма «Догма»

Кадр из фильма «Догма»

В новом сценарии Смита два изгнанных из рая ангела решали воспользоваться временной индульгенцией в храме в Нью-Джерси, чтобы очиститься от божественного наказания и вернуться в рай без божественного позволения. Ведь Господь обещал, что решение, принятое Церковью на Земле, будет действовать и на Небесах! Но так как мир держится на нерушимости Божьей воли, то успех ангелов означал бы разрушение фундамента мироздания.

Читать далее на Film.ru.

Ссылка на первоисточник
наверх