Мировое кино подарило нам множество ярких и незабываемых фильмов, на которых мы выросли. В этой рубрике мы вспоминаем знаменитые картины прошлых лет и рассказываем о них все, что вы только хотели узнать.
Американский режиссер Кевин Смит прославился как создатель занятных, но не амбициозных лент, посвященных частным проблемам рядовых жителей Нью-Джерси.
Однако его четвертым фильмом была постановка вселенского размаха – задорная и заставляющая задуматься комедия об ангелах, апостоле, пророках и даже о Боге в человеческом облике. Эта уникальная картина, ставшая культовым хитом, вышла в 1999 году. Она называлась «Догма».Когда Кевин Смит учился в школе, у него было множество увлечений, начиная с комиксов и заканчивая хоккеем. В основном это были обычные хобби для американского мальчишки. Но было среди его увлечений занятие, которое в наши дни встречается нечасто. Маленький Кевин живо интересовался христианством.
На первый взгляд, это было естественно. Смиты были религиозной семьей, и Кевин учился в католической школе, где преподавали монахини. Но Смиту мало было заучивать то, что требовала запомнить программа и что нужно было знать, чтобы не выбиваться из рутинной религиозной жизни. Кевин «копал» глубже – штудировал Жития святых, читал не включенные в Библию Евангелия (то есть древние сочинения о жизни Христа, которые официально считаются недостоверными и еретическими), изучал истоки веры и ее эволюцию.
Постепенно у него в душе вызревало его личное представление об Иисусе и христианстве, тесно связанное с католическими догматами, но во многом им противоречащее. К концу школы и позднее, в студенческие годы, Смит решил, что его Церковь слишком сосредоточена на грехе и наказании грешников и что она недостаточно внимания уделяет проповеди христианства как религии радости и спасения, гуманизма и любви. При этом ему очень нравилась грандиозная католическая мифология с многоуровневой иерархией ангелов и прочими составляющими горнего мира. И он полагал, что эту мифологию стоит отразить на экране в эпическом фильме, который одновременно развлечет зрителей и предложит им новую интерпретацию католичества. Смиту хотелось наполнить свежей, современной энергией конфессию, которую многие в наши дни считают затхлой и отжившей свое.
Впервые Смит всерьез задумался о создании фильма под названием «Догма» в 1994 году. Ему было 23 года, и он как раз выпустил свою первую картину «Клерки» – полулюбительскую комическую постановку, которую Смит оплатил из собственного кармана. Несмотря на скромность проекта, «Клерки» многим понравились, и после успеха картины на фестивале независимого кино «Сандэнс» глава студии Miramax Харви Вайнштейн (тогда еще не ославленный на весь мир насильник) привез «Клерков» и их создателя на Каннский кинофестиваль. Картина получила там два приза, и это помогло ей с прокатом, но, кажется, главным событием для Смита в Каннах стала премьера «Криминального чтива» Квентина Тарантино.
«Чтиво» ошеломило и потрясло Смита, и оно его вдохновило. Режиссер увидел бесстрашное кино, органично смешивающее комичные, драматичные и безумные моменты. Смит немедленно позаимствовал у Тарантино эту смелость и, вооружившись ею, сочинил первую редакцию «Догмы» – сценарий, в котором действовали ангелы, демоны и другие сверхъестественные существа и в котором ключевые вопросы бытия обсуждались в типичной для Смита юморной манере. Заглавие было, разумеется, глубоко ироничным, поскольку лента была направлена против нудного догматизма.
В то время, впрочем, это был слишком амбициозный проект для Смита, который только начал осваивать профессию режиссера. Молодой постановщик не хотел испортить очень важную для него картину своей неопытностью, и он отложил «Догму» в долгий ящик. Вместо «божественной комедии» режиссер сперва снял молодежную комедию «Лоботрясы», которая была принята куда хуже, чем «Клерки», а затем поставил романтическую трагикомедию «В погоне за Эми», которая до сих пор считается самой сильной лентой Смита. Снятая за 250 тысяч долларов, «В погоне за Эми» принесла в прокате 12 миллионов долларов, и воодушевленный этим успехом Смит счел, что пора приступать к «Догме», которая к тому времени была переработана как мистическая приключенческая комедия.
Когда Смиту было 11 лет, его католический приход праздновал свое столетие. В честь этого торжества Папа Римский объявил, что в день юбилея любой, кто войдет в приходской храм, не будет в загробной жизни наказан за грехи, в которых он ранее раскаялся на исповеди (в католицизме считается, что исповедание греха не отменяет загробного наказания). Это так называемая «индульгенция», которую часто неверно понимают как полное прощение всех грехов, исповеданных и неисповеданных. Маленький Кевин был очень впечатлен тем, что сам Папа Римский отметил церковь его города. Поэтому годы спустя он сделал индульгенцию основой сюжета «Догмы».
В новом сценарии Смита два изгнанных из рая ангела решали воспользоваться временной индульгенцией в храме в Нью-Джерси, чтобы очиститься от божественного наказания и вернуться в рай без божественного позволения. Ведь Господь обещал, что решение, принятое Церковью на Земле, будет действовать и на Небесах! Но так как мир держится на нерушимости Божьей воли, то успех ангелов означал бы разрушение фундамента мироздания.