Экипаж МКС находит в пробах марсианской почвы инопланетное существо. Поначалу оно кажется одноклеточным, но когда существо начинает делиться, новые клетки соединяются в многоклеточное создание, которое устроено по принципу, не знакомому земной жизни. «Марсианин» получает кличку Кэлвин, и ученые с энтузиазмом его изучают – пока Кэлвин не становится слишком большим, слишком сильным и слишком опасным для космической лаборатории.
Режиссер: Даниэль Эспиноса
В ролях: Ребекка Фергюсон, Райан Рейнолдс, Джейк Джилленхол, Хироюки Санада, Ольга Дыховичная
Первым голливудским фильмом шведского постановщика чилийского происхождения Даниэля Эспиносы был вышедший в 2012 году коммерчески успешный шпионский триллер «Код доступа “Кейптаун”». Затем Эспиноса в 2015-м снял исторический детектив «Номер 44», печально прославившийся своим зоологическим антисоветизмом. В этом году швед вновь сменил жанр. Его новая картина «Живое» – фантастический хоррор, который превращает космический корабль в капкан для астронавтов. В космосе экипажу некуда бежать от пожирающего их монстра.
Сравнение с «Чужим» напрашивается само собой, но авторам фильма оно очень не нравится. Их можно понять. Их творение уступает шедевру Ридли Скотта буквально во всех отношениях, за исключением известности занятых в фильме актеров. У британского мэтра на экране не было Джейка Джилленхола, Райана Рейнольдса, Ребекки Фергюсон и Хироюки Санады, но своих актеров он использовал куда лучше, чем это делает Эспиноза. И результат налицо.
У «Живого» столько проблем, что глаза разбегаются, и не знаешь, с чего начать. Но раз уж мы заговорили об актерах и персонажах, то начать можно с того, что команда МКС получилась предсказуемо пресной, без насыщенного колорита. Действие ленты развивается в наши дни, когда в космос летают только особо отобранные люди, и астронавты Эспиносы зубодробительно «правильны».
Космонавты крепко дружат, хорошо знают свое дело, соблюдают правила, геройствуют по мере необходимости, не впадают в истерику или в адреналиновый раж и не конфликтуют даже в ситуациях, когда многие бы на их месте переругались и передрались. Никто из них не оказывается предателем, и они почти не вспоминают про национальности друг друга (в экипаже есть американцы, британцы, японец и русская, которую сыграла российская актриса и постановщица Ольга Дыховичная). С одной стороны, приятно видеть такую сплоченность и такое здравомыслие, а с другой стороны, скучно, девицы! Когда злодей картины – молчаливый монстр (в сущности, сила природы), который хочет лишь дышать, пить и есть людей, то хочется, чтобы в кадре была дополнительная психологическая интрига, хотя бы на уровне слов. А лучше – дел. Эспиноса же полагает, что ленте вполне достаточно охоты чудовища на персонажей.
Теперь о чудовище. Поскольку Эспиноса, в отличие от Скотта, пользуется компьютерными эффектами, у него нет нужды прятать монстра в темноте и показывать его урывками. Публика с самого начала ленты видит Кэлвина при ярком свете и во всей красе, и это лишает чудовище той щекочущей воображение загадочности, которая украшает многих экранных монстров. При этом Кэлвин не выглядит так гротескно, как Чужой. Несмотря на всю свою нечеловечность, он скорее привлекателен, чем пугающ. И хотя он явно и бесспорно опасен, подсознательно его не боишься. Что опять же плохо для создания, которое, по идее, должно после просмотра сниться зрителям в кошмарах.
В свою очередь, МКС оказывается не лучшим местом действия для хоррора. На станции нет укромных уголков и тайных проходов, и это не готический замок, где каждое кресло выглядит так, будто вот-вот на вас бросится. Вместо нервирующих кресел на МКС полно датчиков и бронированных дверей, и значительную часть времени герои более-менее точно знают, где Кэлвин находится и как они от него могут отгородиться (пришелец силен, но он не способен проломить стальную переборку). Понятно, в итоге это их не спасает – картина не была бы традиционным хоррором, если бы большинство персонажей дотянули до финала. Но так как Кэлвин может напасть не в любой момент, а лишь в определенных ситуациях, то действие ленты не так напряжено, как в «Чужом» или во второй части «Челюстей» (после того, как герои выходят в море).
Сюжет картины нельзя называть на 100% предсказуемым, но и особых, достойных упоминания сюрпризов в нем нет. Равно как нет заливающей экран «кровищи», эротичной обнаженки, мучительных пыток и прочих ингредиентов трэш-хорроров. Мы уже использовали слово «пресный», и его можно применить не только к героям ленты, но и к фильму в целом. В «Живом» нет ни сюжетных приправ, ни юмора, ни эксцентрики… Ни даже нажористости мяса с картошкой. Зато есть безукоризненно положительная россиянка, которая еще и бравый командир экспедиции. Что плюс, то плюс!
Оценка 6/10.