На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Film.ru

101 подписчик

Рецензия на фильм "Дуэлянт"

Санкт-Петербург 1860 года. Капитан в отставке Яковлев (Петр Федоров) зарабатывает тем, что по заказу вызывает на дуэль и убивает состоятельных дворян. Ему очень нужны деньги, потому что на самом деле он – лишенный дворянства и звания бывший военный, который живет под чужим именем и копит на взятку, необходимую для помилования. Когда Яковлев узнает, что его дуэли оплачивает зловещий граф Беклемишев (Владимир Машков), с которым у героя давние кровавые счеты, Яковлев перестает играть под чужую дудку и начинает разрушать планы графа.

Дуэлянт (2016)

драма

Режиссер: Алексей Мизгирев
В ролях: Пётр Фёдоров, Владимир Машков, Юлия Хлынина, Франциска Петри, Мартин Вуттке

 

Первая высокобюджетная картина российского режиссера Алексея МизгирёваКремень», «Бубен, барабан»), «Дуэлянт» на скриншотах, постерах и в трейлере выглядит так стильно, что рука с деньгами сама тянется в билетную кассу. Визуально фильм сделан в традиции западных блокбастеров вроде «Шерлока Холмса» Гая Ричи – постановок, которые смотрят в прошлое, чтобы увидеть там мрачный, слякотный, грязный, но удивительно насыщенный мир с колоссальными перепадами между богатыми и бедными, роковыми страстями, колоритнейшими второстепенными персонажами и «запредельными» ведущими героями, которые делятся на полубогов и полудемонов. Так, Яковлев настолько искусен в стрельбе, что демонстрирует трюки, невозможные даже с современным оружием, а Беклемишев держит под контролем весь офицерский Петербург, хотя, кажется, даже не является военным. Показательно, что камера часто смотрит на героев снизу вверх, чтобы подчеркнуть их титаничность.

Понятно, «Дуэлянт» не имеет никакого отношения к реальной истории. Понимающим зрителям он объявляет об этом в начальных титрах, когда цитирует «Дуэльный кодекс Российской империи». Во-первых, такого документа в XIX веке не существовало (поскольку дуэли были под запретом, их регулирование было делом частным), а во-вторых, цитата противоречит одному из ключевых правил реальных российских дуэлей. Если фильм утверждает, что кто угодно мог защитить чужую честь, если оскорбленный был неспособен драться из-за немощи или увечья, то в реальности защищать чужую честь могли лишь родственники оскорбленного. Что совершенно логично, ведь честь – дело не только личное, но и семейное.

Вообще, в «Дуэлянте» полно мелких и разительных отличий от реальных дуэльных правил и реалий XIX века, но разбирать их не имеет смысла, поскольку картина явно не претендует на выверенную историчность, а лишь пытается рассказать захватывающую историю в духе «Графа Монте-Кристо». Придираться стоит лишь к тем случаям, когда «Дуэлянт» нарушает свои собственные правила.

Например, фильм много раз повторяет, что дуэль возможна лишь между равными по статусу противниками. Но как в это вписывается дуэль мнимого Яковлева с настоящим Яковлевым – братом человека, за которого выдает себя герой? Если настоящий Яковлев знает, что перед ним самозванец, он не будет драться с мошенником, который вполне может оказаться разночинцем или даже беглым крепостным. Либо уж вы игнорируете это правило, либо не позволяете героям о нем забыть, когда это нужно по сценарию. Особенно когда дуэль проходит на глазах у множества свидетелей, отлично знающих все российские дуэльные порядки.

Таких случаев в фильме немного, но они бросаются в глаза и раздражают. Равно как и совершенно нелепые сцены вроде момента, когда персонажи средь бела дня почти что занимаются сексом в карете с открытыми занавесками (герой заводит роман с сестрой одного из дворян, которых для него наметил Беклемишев). Страсть страстью, но даже в наши свободные времена люди не занимаются сексом в автомобилях на оживленных улицах, а находят укромные уголки. А для благородной девушки XIX века такой «фокус» был бы поводом для самоубийства, если бы на парочку кто-нибудь обратил внимание. И даже если героиня на такое готова, герой ни за что бы этого не допустил. Он ведь хоть и преступник, но все же не лишенный благородства.

Сгладить впечатления от таких ляпов могли бы стратегически разбросанные по фильму шутки, призывающие не принимать картину слишком всерьез и заодно облегчающие гнетущую атмосферу города, где почти не светит солнце и часто идет дождь. Но в «Дуэлянте» нет почти ничего смешного. Наоборот, фильм гнетет с первого до последнего кадра. Неоднократно улыбается в нем, кажется, лишь граф Беклемишев – понятно, это злобная ухмылка коварного негодяя. Наоборот, лицо Яковлева постоянно искажено страданием, и герой несколько раз заверяет, что не получает никакого удовольствия от того, что делает. Естественно, его страдание усиливается, когда к моральной боли добавляется боль физическая.

Последней в «Дуэлянте» немало. Хотя это не кровавый хоррор, кровь в нем проливается обильно и разнообразно. Тут и всевозможные пулевые раны (каждая дуэль проводится по уникальным правилам), и избиение шпицрутенами, и рукопашная схватка, и даже пытка вырыванием зубов. Кстати, пытает сам Яковлев, подчеркивая свою антигероичность. Так что это не детское кино и не кино для тех, кто любит персонажей без страха и упрека. Страха у Яковлева нет, а вот упрека – хоть отбавляй.

Самая слабая составляющая фильма – это короткий «визит» Яковлева на Алеутские острова, куда героя до начала основного действия ссылают как уголовного преступника. Когда Яковлев оказывается в руках аборигенов, шаманка накладывает на него заклятие, не дающее умереть от ран. Во-первых, непонятно, с какого перепугу туземке спасать жизнь врага-завоевателя, да еще и столь изощренным образом, а во-вторых, картина не говорит определенно, действует ли заклятие. Сам Яковлев повторяет, что не верит в мистику, но переживает ранения, которые вполне могли бы его убить.

Проблема здесь в том, что если заклятие действует, то оно лишает драматизма боевые сцены, превращая их в аналог памятной комичной дуэли из «Горца». А если оно не действует, то в нем нет сюжетного смысла. Наоборот, такому кино нужно, чтобы каждая схватка воспринималась как потенциально последняя. В «Дуэлянте» же зрители переживают не из-за того, выживет ли герой, а из-за того, стоит ли переживать за исход дуэлей или же Яковлев благодаря алеутскому наговору в любой ситуации выйдет сухим из воды. Суперспособности имеют смысл, когда герою противостоят суперзлодеи. Беклемишев же, при всем своем демонизме, – самый обычный человек с подручными из плоти и крови. Чтобы его победить, не нужна мистическая броня. Кстати, подобная защита была бы нарушением дуэльных правил, которые запрещали даже надевать на поединок накрахмаленную одежду. Да, мистика добавляет картине колорита и интриги, но она больше отнимает, чем дарит.

Еще отметим, что ставка на короткие пистолетные дуэли сделала фильм почти исключительно разговорным. В отличие от фильмов про мушкетеров и гардемаринов, где схватки на шпагах позволяют создавать продолжительные и изощренные экшен-сцены, в «Дуэлянте» боевого содержания очень мало, и оно обычно держится на драматизме испытания судьбы (кто точнее выстрелит и лучше попадет), а не на искусных обменах ударами. Это оставляет больше времени для сюжетных перипетий и разговоров о чести (кстати, диалоги в фильме не очень), но разочарует тех, кто придет не только ради крови, боли и настоящих мужчин, но и ради экшена.

К чему в «Дуэлянте» не придраться, так это к всевозможным аспектам дизайна и к харизме ведущих актеров. Санкт-Петербург прошлого в фильме получился хоть и вымышленный, но убедительный и сумрачно-красивый, а Федоров и Машков блистают в ролях супермачо и «тащат» картину одним своим присутствием в кадре. Федоров еще и раздевается по пояс, чтобы порадовать девушек в зале. Впрочем, немного женской обнаженки в фильме тоже есть, и вообще фильм скорее мужской, чем женский. Так что сильная половина россиян в накладе не останется.

Оценка 7/10.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх