На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Film.ru

101 подписчик

«Аннигиляция» и Netflix: спасительный союз или катастрофа?

В прошлом году мы много писали о том, что видеосервис Netflix становится все более существенным игроком и на прокатном, и на производственном рынке – компания активно снимает собственные сериалы и фильмы, а некогда унизительная формула direct-to-video давно перестала смущать и кинематографистов, и зрителей. Конечно, какие-то выводы делать еще рано, похороны кинопроката преждевременны, но определенные подводные течения, которые вскоре способны будут резко изменить ландшафт индустрии, ощущаются уже сейчас. Сегодня нам хотелось бы всесторонне изучить кейс фантастического триллера «Аннигиляция», который в конце прошлого года в лице Netflix обрел мирового дистрибьютора. Как это отразится на прокатной судьбе фильма? Почему он исчез из календаря кинотеатральных релизов? Как к сделке относится режиссер? Рассматриваем удивительный мир Аномальной зоны через призму юридического крючкотворства.

«Аннигиляция» режиссера Алекса Гарленда – один из самых любопытных проектов, которые должны увидеть свет этой весной. Во-первых, это экранизация весьма неординарной книги Джеффа Вандермеера, в которой фантастика соединяется с философией, а психология и драма идут рука об руку с хоррором. Во-вторых, картина является второй полнометражной работой для самобытного постановщика, чья футуристическая драма «Из машины» покорила сердца многих любителей фантастики пару лет назад. В-третьих, актерский состав проекта впечатляет ничуть не меньше визуальной составляющей, продемонстрированной в тизере: Натали Портман, Дженнифер Джейсон Ли, Оскар Айзек, Теса Томпсон – привлекательная компания для любой ленты. Наконец, фильм обладал достаточным бюджетом, чтобы показать удивительные мутации флоры и фауны внутри таинственной аномальной зоны, образовавшейся на месте падения космического аппарата, открывшего жизнь вне Земли. Казалось бы, подобная лента вполне способна заинтересовать зрителя и собрать внушительную кассу, как это удавалось «Интерстеллару» или «Живому», но внезапно в продюсерском ансамбле «Аннигиляции» случился раскол, и фильм из перспективного релиза моментально превратился в постановку, выходящую в ограниченный прокат, и только на отдельных территориях. Что же случилось? А случилось страшное. Случился «Геошторм»…

Кадр из фильма «Аннигиляция»

Кадр из фильма «Аннигиляция»

Все дело в том, что продюсированием «Аннигиляции» занимались два весьма авторитетных и уважаемых человека, каждый из которых имеет собственный взгляд на то, как нужно снимать, продавать и прокатывать кино. В одном углу ринга находится Скотт Рудин, человек, в какой-то степени ответственный за открытие Гарленда – именно Рудин поддержал производство «Из машины», его знают как человека весьма осторожного, но доверяющего авторам. С другой стороны, производством «Аннигиляции» занималась компания Skydance, глава которой Дэвид Эллисон не слишком приветствует интеллектуальное кино и делает ставку на эффектные развлечения. Именно между этими двумя персонами случился творческий конфликт, в результате которого «Аннигиляция» потеряла прокатчика-мейджора.

Тестовые скрининги рабочей версии картины летом 2017 года показали неоднозначные результаты: первые зрители, с одной стороны, отдавали должное удивительной атмосфере и нетривиальному сюжету, а с другой – называли фильм слишком сложным, а его героев не особенно симпатичными. Истинные поклонники научной фантастики на этом месте должны воскликнуть: «Да! Именно это нам и нужно!» – но Эллисону это показалось проблемой, причем настолько серьезной, что он потребовал перемонтирования фильма с той целью, чтобы сделать героиню Портман более привлекательной и открытой, а ленту – на порядок более легкой и адресованной массовой аудитории. Рудин выступил на стороне режиссера и поддержал авторское видение. Эллисон, который и так получил серьезную финансовую пробоину после выхода в прокат дорогого, но беспомощного «Геошторма», предпочел из проекта выйти.

Кадр из фильма «Аннигиляция»

Кадр из фильма «Аннигиляция»

Беда, впрочем, подстерегла «Аннигиляцию» не здесь, в конце концов Гарленду и Рудину удалось отстоять авторский вариант монтажа, а чуть позже – Эллисон свою часть прав на картину продал Netflix, тем самым сделав цифровой прокат приоритетным над кинотеатральным. Skydance – давний партнер Paramount, а потому выход производственной компании из проекта моментально лишил «Аннигиляцию» мирового прокатчика. Точнее, Paramount взяла на себя обязательство показать готовый фильм только на территории США, Канады и Китая, в то время как Netflix займется мировым распространением. Разумеется, в рамках своего видеосервиса.

В результате российский зритель, например, вполне может остаться лишенным возможности посмотреть картину легально и с качественным студийным дубляжом одновременно с остальным миром – для Netflix Россия остается на периферии интересов, и заморачиваться озвучанием ленты вряд ли кто-то станет. Из кинотеатральных календарей же «Аннигиляция» аннигилировалась – не верьте тем источникам, которые до сих пор указывают 8 марта датой премьеры фильма в России, с отказом от проката по миру Paramount в стороне остался и российский «Централ Партнершип», ранее планировавший показывать ленту у нас в стране.

Что же до американских кинотеатров, то и там «Аннигиляция» едва ли сможет собрать что-то серьезное – прокатчик вряд ли будет перенапрягаться с росписью и маркетингом, если согласно договору с Netflix фильм уже через 17 дней после официальной премьерной даты будет доступен в каталоге видеосервиса. И данная ситуация не могла не расстроить Алекса Гарленда. «Я ничего не имею против телевидения и видеосервисов, – говорит режиссер. – Я считаю, что на малом экране сегодня появляются поистине гениальные проекты. Но нужно различать кино, сделанное для ТВ, и фильмы, снятые для большого экрана, – это несопоставимые вещи. И уж тем более немыслимо не давать большим проектам выхода к кинотеатральному зрителю, все мы, кто работал над картиной, заслуживаем уважения к своему труду».

Кадр из фильма «Аннигиляция»

Кадр из фильма «Аннигиляция»

Увы, приходится признать, что «Аннигиляция» оказалась в крайне неприятной ситуации, в которой больше всего пострадает самый заинтересованный зритель. Да, мы все равно увидим ленту, так или иначе она будет показана в рамках сервиса Netflix, затем наверняка получит прописку на кабельных каналах, но красоты Аномалии американского юга были достойны того, чтобы покрасоваться перед зрителем с больших экранов кинотеатров. Netflix, таким образом, одновременно оказывается и спасителем, и немезидой жанрового кино, но готовы ли мы променять большой экран на малый?

Совершенно точно на «Аннигиляцию» сейчас устремлены взоры десятков продюсеров, работающих над так называемыми midbudget-фильмами, то есть над лентами, которые не сняты на коленках, но и не претендуют на звание дорогущего блокбастера. Ленты подобного уровня затрат на производство сегодня становятся нежелательным активом для многих производственных компаний – головной боли не оберешься, а выхлоп мизерный. Даст ли нужную отдачу Netflix? Не помешает ли это творчеству? Не повлияет ли это на жанровое разнообразие? Ответы на эти вопросы нам предстоит искать в самом ближайшем будущем – ведь самоустранение мейджоров от производства нишевых картин может аннигилировать кинотеатральную фантастику как таковую. И останемся мы с одними «Звездными войнами», да пребудет с ними Сила.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх